Родители и дети

Каха Дзагания: грузинские лейбористы готовы к диалогу с Москвой

Информационным поводом для нашей беседы была состоявшаяся сегодня пресс-конференции лидера партии Шалва Нателашвили. Он сообщил журналистам, что политсовет лейбористов принял решение о возобновлении политического диалога с РФ. Партия готова вести переговоры с депутатами Госдумы, сенаторами Совета Федерации и другими политиками.

Реакция властей не заставила себя долго ждать. Председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе уже назвал лейбористов «филиалом» России в Грузии. И продолжил: «Для тех, кото хоть что-то смыслит в политике, Шалва Нателашвили давно разоблачил себя. Хорошо, что, наконец, он это сделал открыто и по собственной инициативе. Я сторонник того, чтобы все получило свое название».

Почему же лейбористы решили, да еще столь демонстративно, первыми протянуть руку дружбы северному соседу? Чем обусловлено такое, мягко говоря, непопулярное решение? Поддержит ли его население страны, не пылающее любовью к России после августовской войны?

- Решение о возобновлении диалога с Москвой, - поясняет Каха Дзагания, - было принято на закрытом заседании партии. Мы убеждены, что правительство вообще утратило способность вести какие-либо переговоры на международном уровне. Точно так же думает и население Грузии. Вся внешняя политика руководства страны сводится к поиску лучшего хозяина. Это привело наше государство к катастрофе. Вот почему необходимо незамедлительно восстановить добрые отношения с соседом. Напрямую, без посредников! Эту функцию и взяла на себя наша партия. Которая, напомню, устами ее лидера Шалвы Нателашвили обвинила Саакашвили в провоцировании войны в Южной Осетии, обвинила в том, что, по сути, из-за него Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. И Нателашвили посоветовал нынешнему руководству страны добровольно уйти в отставку.

- Что именно ваша партия намерена предпринять для реализации своей инициативы?

- Предметом переговоров должно быть восстановление экономических связей, торговли и визовых отношений. Провокационная политика властей привела к тому, что грузинскую продукцию не пускают на российский рынок. А сами наши граждане... Сначала был отменен безвизовый режим, а теперь, после разрыва дипломатических отношений, и вовсе невозможно выехать в Россию. А ведь там находятся многие наши соотечественники, которые помогают своим оставшимся в Грузии семьям выжить в трудных экономических условиях. Мы должны вернуться хотя бы к тому уровню сотрудничества, которое было до войны.

- А кто, по вашему мнению, все-таки сжег последние мосты между Москвой и Тбилиси?

- Оба правительства, и грузинское, и российское. Причем воля народов совершенно не принималась во внимание. В Грузии по-прежнему любят россиян. Надеюсь, и у вас не изменилось отношение к нам. Именно путем доверительного диалога нужно отстраивать экономические связи, и в дальнейшем, на этой основе, решать политические вопросы. Ключ к восстановлению территориальной целостности Грузии находится в Москве, и мы хотим вернуть его обратно.

- Вы допускаете, что Кремль изменит свою позицию и откажется от признания независимости Абхазии и Южной Осетии?

- Мы убеждены, что со временем, когда наладится диалог, в нормальное русло войдут экономические взаимоотношения, восстановятся культурные связи, вполне реально решить и территориальные вопросы. В международном праве существует множество нюансов, они позволяют устранить самые сложные проблемы, вплоть до территориальных. Пока же мы призываем к активной позиции, проникнутой доброй волей к взаимопониманию, всех наших сограждан - деятелей культуры, журналистов, ученых, спортсменов. Призываем их включиться в народную дипломатию. Восстанавливать существовавшие ранее связи со своими российскими коллегами.

- Но ведь сейчас в Грузии довольно сильны антирусские настроения. Как восприняли ваше заявление в обществе?

- Я хотел бы вас поправить: не антирусские, а антикремлевские. Конечно, люди обижены - военные разрушили их дома, стреляли и бомбили. Но антирусских настроений не было даже во время августовских событий. В народе превалирует скорее ностальгия по русским, нежели агрессия к ним. Позиция властей отнюдь не отражает волю народа. С детства каждый грузин знает, что сосед должен дружить с соседом, а не воевать.

- Встречались ли уже лейбористы с представителями российских властей, с теми же депутатами Госдумы?

- Нет, пока не было даже консультаций. Но мы надеемся, что в России проявят интерес к нашей инициативе.

- Какова была реакция со стороны других оппозиционных партий?

- Мы пока не получали никаких комментариев. Если у других партий достанет смелости и они не побоятся Мерабишвили (глава МВД Грузии. - Авт), тогда нас поддержат. Ведь серьезные политики руководствуются здравым смыслом, рационализмом, пониманием того, кто в данный момент может быть союзником. А давать в такой момент волю межпартийным эмоциям неуместно. Сейчас важнее нормализовать отношения с Россией, чем, находясь в плену обид, вольно или невольно попустительствовать разрушению Грузии.

- Власти уже назвали лейбористов филиалом России. Ожидаете ли вы еще более жесткой реакции?

- «Агент Кремля» - самая популярная страшилка правоохранительных органов Грузии. Лидера нашей партии Шалву Нателашвили еще в прошлом году обвинили в шпионаже и заговоре. Было даже возбуждено уголовное дело по статье 315-й УК Грузии - «сговор или бунт с целью насильственного свержения конституционного строя Грузии» и 314-й статье УК Грузии - «шпионаж». Затем уголовное преследование было прекращено. А сейчас, вполне допускаю, оно возобновится.

- То есть вы осознанно идете на конфликт с властями?

- Это единственно возможный путь для спасения Грузии. Все, кто не согласен с Саакашвили, становится автоматически «агентом Кремля». А это означает - враг Грузии. Нужно иметь смелость противостоять процессам, которые у нас уже стали традицией. Мы твердо стоим на своем. И что бы власти ни предприняли, наша партия будет отстаивать интересы Грузии.

Мы убеждены, что рано или поздно правительство Саакашвили будет вынуждено под давлением мирового сообщества освободить политзаключенных. Что наш призыв будет услышан. Что добрососедские отношения с Россией будут восстановлены. Что Грузия будет едина.

Беседу вела Ирина Пташковская