Грузинский президент Михаил Саакашвили в Лондоне высказал всю свою обиду на Запад за недостаточное осуждение России во время и после войны 2008 года.
«Я опасаюсь, что сегодня опасность нового вторжения сохраняется, поскольку международное сообщество не дало в 2008 году России понять, что ее действия жестоки и недопустимы», - цитирует Саакашвили ИА «Новости Грузия».
Можно добавить, что оно прекрасно дало понять самому грузинскому лидеру, что пушками решать территориальные споры нельзя. Комиссия ЕС во главе с Хайди Тальявини однозначно определила: в открытую фазу конфликт перевела Грузия. Какими бы ни были провокации со стороны осетин, Тбилиси не имел права нападать на Цхинвал, находящийся под защитой российских миротворцев.
Однако власти Грузии продолжают настаивать на том, что лишь отражали российскую агрессию - вопреки собственным заявлениям и торжествующим журналистским материалам грузинских СМИ от 8 августа.
Описывая теперешнее положение вещей, Саакашвили отмечает, что там до сих пор гибнут люди, а миссии ООН и ОБСЕ попасть в Абхазию и Южную Осетию не могут. Напомним, что до 8.08.08 вдоль границ Грузии еще чаще случались смертоносные перестрелки. А международные наблюдатели не удосужились сделать замечание грузинским властям о то, что не следует сосредотачивать боевую технику вдоль рубежей с непризнанными на тот момент республиками.
И хотя оружие первой в ход пустила Грузия, ее президент с лондонской трибуны предостерег Францию от продажи оружия и вертолетоносца «Мистраль». К слову сказать, укрепление военной мощи самой Грузии продолжается при содействии НАТО и США. Все это преподносится как тренинги для грузинских солдат, воюющих в Афганистане. Однако сам Саакашвили говорил, что ему нужна армия, получившая боевое крещение в составе контингента Северного альянса. Для чего нужна - вполне понятно.
Впрочем, чужая болячка никогда так не болит, как своя. Поэтому мнимые угрозы своей стране Саакашвили связал с опасностью для всей Европы.
«Возвращение Грузии в сферу влияния России будет иметь колоссальные последствия. Рынки региона для Запада будут закрыты...доступ к энергоресурсам Центральной Азии будет отрезан, а это значит, что в случае холодной зимы Россия в очередной раз сможет закрутить кран, чтобы буквально пустить дрожь по всей Европе», - красноречиво объяснил грузинский лидер западной аудитории.
Он подчеркнул, что Грузия в последние годы делает все, чтобы не зависеть от российских энергоресурсов, и готова разделить стремление Европы к диверсификации источников энергии в обход России. «И обнаруженные в Грузии запасы газа делают ее хорошим партнером в энергетической сфере», - добавил он.
Такая точка зрения о российских планах в Грузии широко распространена. Однако угрозы для Европы Саакашвили явно преувеличивает.
Существующему энергетическому коридору в виде нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода Баку-Тбилиси Эрзурум опасность быть отрезанным во время конфликта угрожала еще в августе 2008 года и угрожает сейчас. Так считает директор Центра стратегических исследований Ираклий Менагаришвили.
«А что касается полной изоляции центрально-азиатских и каспийских ресурсов, то это вряд ли, потому что грузинский доступ к этим ресурсам неединственный», - отметил эксперт в интервью GeorgiaTimes.
Предположения о том, что российское влияние на Грузию поставит крест на проекте газоопровода Nabucco Менагаришвили также назвал несостоятельными. Ведь транскавказский доступ к каспийскому газу имеет альтернативы. «Это проект предполагает, что газ из Туркменистана может поступать и через Иран и будет газ из Северного Ирака. Так что сразу смерть Nabucco не грозит», - полагает директор исследовательского центра.
Вместе с тем, Менагаришвили отметил, что отношение России к альтернативным источникам газоснабжения Европы действительно «достаточно ревностное и весьма критическое». Однако, по мнению грузинского эксперта, оно не оправдано.
«На европейском рынке места хватит пока всем, тем более, что энергопотребление европейской индустрии растет и, по всей видимости, будет иметь перспективу роста еще некоторое время. Так что о том, что кто-то кого-то мог бы вытеснить и полностью захватить рынок - такие перспективы вряд ли там возможны. Поэтому нервное отношение руководителей российской энергетики к подобным проектам, по меньшей мере, малообоснованно», - заключил Менагаришвили.
Российские эксперты вообще не увидели в лондонских заявлениях Саакашвили что-нибудь новое и заслуживающее внимания. Советник ректора МГИМО Артем Мальгин считает фразы о российских угрозах европейской энергетике и о транзитной роли Грузии «дежурными» в устах этого политика.
Ну а что касается самой возможности таких враждебных к Европе действий, то эксперт ее отрицает. «Если даже оперировать этими терминами, что Грузия попадет «под контроль» или «в сферу влияния» России, то говорить об этом уже не приходится. Если и произойдет некое улучшение отношений России с Грузией, то это не означает какого-либо прекращения транзита и запрета на строительство новых транспортных маршрутов через территорию Грузии», - сказал он в комментарии для GeorgiaTimes.
Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник высказался еще короче: «Саакашвили может заявлять что угодно, но как эти вопросы можно связывать?». Эксперт уверен, что российское руководство на этот раз не будет даже реагировать. По его словам, «это абсолютно политическое заявление с оттенком необъективного шантажа».