Родители и дети

Обещания президента оппозицию не убедили

Выступление Михаила Саакашвили перед парламентом было богато на обещания. Это и евроинтеграция, и либерализация экономики, и ряд реформ. Тем не менее, оппозицию грузинскому лидеру убедить не удалось.

Так, председатель христиан-демократов Георгий Ахвледиани в стенах высшего законодательного органа страны заявил, что Саакашвили за время своего президентства не смог сформировать Грузию как государство. По информации парламентария, в стране растет число нищих. Ахвледиани акцентировал внимание и на таких проблемах, как государственный долг, а также бедственное положение ветеранов войны и переселенцеев, сообщает «Кавказский Узел».

Другой оппозиционный парламентарий, лидер партии «Картуди Даси» Джонди Багатурия призвал Саакашвили к началу прямого диалога с Россией, повышению размера прожиточного минимума и поиску рынков для сбыта сельхозпродукции. Вместе с тем, депутат считает одной из важнейших проблем в стране слишком большое число заключенных. «В Грузии строится больше тюрем, чем школ и детских садов», - заметил Багатурия.

В свою очередь, представитель национал-демократов Гурам Чахвадзе подчеркнул, что население Грузии находится в неравных условиях. «Говоря об экономическом благосостоянии страны, президент коснулся только правящей политэлиты», - считает оппозиционер.

Одним из самых ярких получилось выступление лидера парламентского меньшинства, главы христиан-демократов Георгия Таргамадзе. Парламентарий сказал, что Саакашвили выстроил такую схему государства, в которой он - супермен, а остальные - «аватары, которые подобраны по основному параметру бескрайней лояльности к президенту».

Впрочем, позиция Таргамадзе в той или иной форме уже озвучивалась ранее. В недавнем интервью GeorgiaTimes член «Республиканской партии» Ивлиан Хаиндрава подчеркнул, что в свое время в стране была нарушена система противовеса между президентом и парламентом, что привело к концентрации власти в руках Саакашвили. «Еще более ослаб парламент, а судебная власть превратилась в придаток исполнительной», - добавил Хаиндрава.

Любопытно, что в пользу этой точки зрения говорят дальнейшие события, развернувшиеся по окончании дебатов. Лидер парламентского большинства Петр Цискаришвили подверг заявления представителей оппозиции резкой критике. Выступление Таргамадзе он назвал «мотивами Камерона в творчестве Таргамадзе». При этом Цискаришвили заметил, что правительство сделало очень многое, как в плане поддержки села, так и в привлечении в страну иностранных инвестиций. Он также напомнил о проведенных реформах налоговой системы и поисках новых рынков сбыта для грузинской продукции. Депутат ответил и на обвинения относительно крайней нищеты в стране. По его словам, правительство Саакашвили после «революции роз» получило республику, в которой за чертой бедности жило более половины населения, а сейчас эта цифра составляет 28-29 процентов. «Это очень большое достижение, хотя мы понимаем, что этого недостаточно, и нужно работать дальше», - сказал Цискаришвили.

Казалось бы, точку в этом споре могут поставить политологи, однако и их мнение относительно нынешнего политического и экономического курса Грузии довольно неоднозначно. Например, грузинский эксперт по экономическим вопросам Гиоргий Хухашвили полагает, что проблемы в грузинской экономике произошли по вине властей, проводящих экономическую политику скорее не по развитию, а по свертыванию экономики. «Кризис серьезно затронул Грузию, однако доля экономических проблем в стране, связанных с глобальным кризисом, не так уж велика, - отметил эксперт в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes. - В наших проблемах виноваты те системные ошибки, которые были допущены властями, а также война 2008 года, которая увеличила политические риски в экономике страны. После этого спад продолжается. Сейчас, с получением внушительной помощи международных доноров, проблемы отложены, но не решены. Системных перемен не видно, так что у нас все еще впереди - пик экономического кризиса Грузия, в отличие от остального мира, еще не прошла».

Со своей стороны, политолог Рамаз Сакварелидзе считает, что продолжение курса на евроинтеграцию вполне естественно. «Наверное, оценивать критически этот курс никто не будет, так как сейчас даже Янукович говорит об усилении европейских связей, - поделился мыслями Сакварелидзе с GeorgiaTimes. - Даже если бы у Грузии не было проблем с Россией, то политический принцип Тбилиси был тем же самым - стать европейсколй страной».