Родители и дети

Честные выборы 30 мая: миф или реальность?

«Хочу предупредить всех, что любой неправильный шаг и вмешательство со стороны государственных чиновников будут строго караться, и мы будем вынуждены применить к ним предусмотренные законом меры», - заявил Бакрадзе.

На состоявшемся заседании бюро парламента спикер призвал все политические силы строить свою деятельность в соответствии с меморандумом, подписанным с НПО, и подчеркнул, что правительство Грузии заинтересовано в проведении свободных, конкурентных выборов.

«Мы должны позаботиться, чтобы выборы прошли в прозрачной и демократической обстановке», - заявил спикер и призвал созданную в парламенте интерфракционную группу контролировать процесс использования административных ресурсов в ходе предвыборной кампании и выборов.

Как известно, еще в феврале президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что предстоящие в конце весны выборы в органы местного самоуправления по всей Грузии, в том числе выборы мэра Тбилиси, должны стать показательными. «Это будет экзамен на демократию и общественную культуру. Эти выборы должны стать шагом вперед и приближением к Европе», - заявил президент.

Саакашвили дал указание чиновникам обеспечить демократическое проведение выборов, заявив, что «это вопрос национального достоинства», и призвал европейских партнеров направить на выборы своих наблюдателей. «Неужели не настало время, чтобы наша страна была более цивилизованной?» - восклицал Саакашвили.

Этим же вопросом в преддверии местных выборов задается и оппозиция. По мнению представителя партии «Наша Грузия - Свободные демократы» Виктора Долидзе, выборы 30 мая станут «тестом на демократию» для страны, для правительства и для оппозиции.

Стоит ли ожидать, что заявления Саакашвили, а теперь и Бакрадзе воплотятся в жизнь, а Грузию ждут честные выборы? С этим вопросом корреспондент GeorgiaTimes обратился к представителям грузинской оппозиции.

Ирина Саришвили, лидер партии «Имеди»

Заявления Бакрадзе - это просто пустые слова, пустой звук. Правительство никогда не признавалось и не признается в использовании административного ресурса. То, что происходит сегодня в Грузии, это уже его использование. К примеру, у нас есть очень интересный закон, согласно которому на время выборов мэр Тбилиси не обязан уходить в отставку, а продолжает заниматься своими делами. Думаю, что основные ресурсы властей будут использованы непосредственно в день выборов.

Отмечу, что на этот раз у действующих властей нет острой необходимости в задействовании своих возможностей, но они их все равно будут использовать. Как известно, оппозиция Грузии сейчас раздроблена. Если говорить о Тбилиси, то вместо того чтобы объединиться и найти оптимального кандидата, они выдвигают уже более десяти претендентов. У власти же он один.

Каков Ваш прогноз итогов выборов 30 мая в грузинской столице?

Предполагаю, что на первом месте будет кандидат от властей. Второе, скорее всего, займет кандидат от христианско-демократического движения Гия Чантурия. Не исключено, что даже если Чантурия обойдет претендента от властей, то сработает механизм фальсификации. Что же касается оппозиции в целом, то, к сожалею, я не вижу, чтобы хотя бы одна ее часть действительно боролась за победу. Думаю, в сумме оппозиционные силы наберут около 10 процентов, но выборы - это не спортивное соревнование, где результаты участников суммируются и образуют командный итог.

А как, по вашему мнению, будет складываться ситуация с выборами в Сакребуло (городское собрание)?

В Сакребуло будет то же самое. Хотя, возможно, что его председателем станет известная журналистка, также кандидат от Христиан-демократов Инга Григолия.

Манана Начкебия, исполнительный секретарь партии «Новые правые»

Я сомневаюсь, что то, о чем заявляет Бакрадзе и другие представители власти, будет воплощено в жизнь. Дело в том, что параллельно с этими заявления действующий мэр Тбилиси Гиги Угулава активно использует административный ресурс. Пока правящая партия «Единое национальное движение» не проявит политическую волю, ситуация не изменится в лучшую сторону.

Как именно Угулава использует административный ресурс?

Приведу один конкретный пример. Есть программа «корпус Тбилиси», в рамках которой создаются товарищества, которые должны работать на улучшение условий жизни в грузинской столице. Однако люди, которые там трудятся, работают на «Единое национальное движение». На все это тратится очень много денег, которые предназначены для других целей. Угулава попросту использует бюджет для своей предвыборной кампании.

Способно ли «Единое национальное движение» проявить политическую волю, о которой Вы сказали?

Это маловероятно. Однако на выборах 30 мая власти будут максимально бдительны и осторожны, чтобы не разоблачаться. Дело в том, что со стороны западных стран уже не раз звучали заявления о том, весенние выборы в органы местного самоуправления станут проверкой на демократию в Грузии. Если избирательный процесс в стране не выдержит этой проверки, то со стороны Запада будут предприняты соответствующие меры, что, в конечном счете, отразится на выдаче грантов и финансировании. Поэтому власти будут более бдительными, чем раньше. Но, еще раз повторюсь, политической воли для проведения честных выборов у них нет.