GeorgiaTimes связался с их российскими и югоосетинскими коллегами и попросил оценить жест доброй воли Москвы, интерпретируемый в Тбилиси на свой лад.
Впервые намерение российской стороны о выводе военных из приграничного села Переви озвучил по завершении последнего раунда переговоров в Женеве замглавы МИД Григорий Карасин. По его словам, однажды российские пограничники уже оставляли спорное село, но были вынуждены вернуться после вторжения в населенный пункт грузинского спецназа. Дипломат предостерег Сакартвело от «пропагандистского шабаша» в связи с уходом российских солдат. Он выразил надежду на то, что мониторинговая группа ЕС окажет воздействие на местные власти, и те будут вести себя в рамках «цивилизованных параметров».
Перенос блок-поста позитивно восприняли представители практически всех слоев грузинского общества. Первые комментарии последовали по традиции из уст дипломатов республики. Причем без «пропагандистского шабаша» тут явно не обошлось. В МИДе заявили: вывод российских пограничников является шагом, сделанным в «правильном направлении деоккупации». Оптимистично настроены и грузинские политологи. По мнению Сосо Цинцадзе, в Переви создан прецедент, который найдет свое дальнейшее развитие. С ним солидарен и другой эксперт Рамаз Сакварелидзе, который не исключает, что Россия, покидая Переви, может постепенно вывести войска из Абхазии и Южной Осетии.
Более сдержанно и разумно поддерживает решение официальной Москвы грузинская оппозиция. Лидер Христиан-демократов Георгий Таргамадзе подчеркнул, что инициатива российских властей внушает оптимизм в отношении переговорного процесса в рамках женевских переговоров по безопасности и стабильности на Кавказе. «Это будет хорошей основой для того, чтобы переговоры привели к конкретным результатам», - добавил он. Со своей стороны, в партии Нино Бурджанадзе «Демократическое движение - Единая Грузия» дали понять, что вывод войск из Переви станет началом других позитивных шагов со стороны РФ, но при этом власти Грузии должны воздержаться от провокационных действий и заявлений.
Прогнозов и оценок с грузинской стороны действительно много. Но что думают о выводе российского блок-поста в Москве и в Цхинвале?
Инал Плиев, независимый югоосетинский политолог: Насколько я знаю, в том районе не было дороги, которая бы соединяла югоосетинские села. Поэтому, чтобы попасть из одного села в другое, нужно было проезжать через Переви - территорию Грузии. Дорогу, как я понял, сделали, поэтому необходимость в блок-посте отпала. А грузинская сторона искусственно раздувает из этого сенсацию.
Руслан Харабуа, эксперт отдела Кавказа Института стран СНГ: На мой взгляд, Москва идет на дипломатическую уступку перед предстоящим саммитом НАТО в Лиссабоне. Можно связать вывод войск из Переви и с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию. Как известно, грузинская сторона выступает за вывод российских войск с территорий республики, поэтому Тбилиси готов дать согласие на вступление России в ВТО при определенных условиях.
Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии: Думаю, это связано с попыткой России ликвидировать негативные последствия августовской войны. Тем более что это сделано в преддверии очень важного визита Дмитрия Медведева в Европу и его встречи с Николя Саркози. Как известно, именно французский президент два года назад сделал многое, чтобы урегулировать тот конфликт. Это демонстрация Западу того, что Россия выполняет международные обязательства. Все что надо, российская сторона делает. И вряд ли это ориентировано на Грузию, хотя это знак нормальным людям в грузинском обществе, что Москва не собирается предпринимать военных действий. Уверен, эта новость должна быть позитивно воспринята как на Западе, так и в Грузии.
Насколько обоснованы предположения грузинских дипломатов и политологов о «дальнейшей деоккупации»?
Инал Плиев: Я такую возможность исключаю. Государства, признавшие Абхазию и Южную Осетию, не откажутся от своего решения. Да, каждый человек вправе ожидать чего угодно, хоть второго пришествия Христа, но уверен, что отказа от признания закавказских республик не произойдет.
Руслан Харабуа: Тяжело сказать, как будут развиваться события в дальнейшем. Жизнь покажет. Но мне бы не хотелось, чтобы ситуация развивалась по грузинскому сценарию. Тбилиси уже заявляет о том, что вывод российских военных подразделений является шагом к «деоккупации», но это их взгляд на проблему.
Валерий Хомяков: Такие разговоры - это явно завышенные ожидания. Возможно, когда-то это и случится, но исключительно тогда, когда в Грузии поменяется режим, и сами народы Абхазии и Южной Осетии захотят быть в режиме грузинской федеративной республики. Но в настоящее время все это - из области фантастики.