Родители и дети

Грузинских "кэгэбэшников" лишили пенсий и достоинства

GeorgiaTimes христиан-демократ Георгий Ахвледиани, платят смехотворные компенсации от пяти до 60-ти лари. Экономно, поучительно и идеологически верно в свете "охоты на ведьм" из коммунистического прошлого.

Пенсионная стабильность стала одним из важнейших достижений Михаила Саакашвили как президента. До его прихода к власти старикам платили очень мало и крайне нерегулярно. Не без американской поддержки революционному правительству удалось наладить пенсионное обеспечение, хотя и не такое богатое, как мечталось. Три года назад Михаил Саакашвили торжественно пообещал довести выплаты до достойного уровня в 100 долларов, но пока осилил только планку в 100 лари, или около 80 долларов.

На следующий год, судя по планам Минфина, существенного увеличения пенсий ждать не стоит. Защищая проект бюджета перед депутатами, министр финансов Каха Баиндурашвили объяснил, что правительство не отказалось от обещаний. Установить размер выплат в 100 долларов помешал кризис.

Зато инфляции в Грузии кризис не помешал, и 100 лари за последний год существенно подешевели в перерасчете на цены потребительского рынка.

При этом правительство в очередной раз отказалось пересмотреть выплаты пенсионерам силовых структур. Баиндурашвили публично обозвал их всех "гаишниками" и "агентами КГБ", не заслуживающими государственного вознаграждения. "Вспомните хотя бы министерство Таргамадзе и то, чем они были заняты. Вы требуете, чтобы им была назначена такая же пенсия, какую получают достойные пенсионеры? Правительство не разделяет это мнение", - заявил министр оппозиционным депутатам, выдвинувшим инициативу по повышению пенсий.

Член фракции христиан-демократов Георгий Ахвледиани на это возразил, что нельзя 45 тысяч пенсионеров силовых ведомств считать "агентами" и на этом основании не платить им денег. "Нравится нам история до 90-х годов, или нет, она была частью истории нашего государства", - отметил он. Но правящее большинство его не поддержало.

GeorgiaTimes попросила Георгия Ахвледиани пояснить, почему он защищает именно эту категорию пожилых людей. Вот тут-то и выяснилось, что их дискриминация началась еще в 2005 году. Тогда положение о них было изъято из закона о перерасчете пенсий. Вместо этого бывшим силовикам назначили компенсации.

- Люди, которые по 30 лет работали полковниками, подполковниками и вышли на пенсию до 2005 года, получают выплаты в зависимости от зарплат уровня 90-х годов. После 2005 года зарплаты силовиков повысились до 1500 лари - 2000 лари, а пенсии, соответственно до 500-600 лари, но тех, кто вышел на заслуженный отдых раньше, повышение не коснулось. А это почти 50 тысяч человек, - подчеркнул депутат. - Правительство, которое изъяло пункт о перерасчете пенсий силовиков, допустило просто катастрофическую ошибку, повело себя незаконно. Во всем мире пенсионеры силовых структур имеют право на перерасчет, потому что их профессиональная деятельность была сопряжена с риском для жизни, они боролись с криминалом, работали в министерстве внутренних дел, в министерстве госбезопасности, в военных ведомствах, в министерстве юстиции. И эти люди по мановению руки оказались за бортом нашей страны. Для них это не столько даже финансовая проблема, сколько моральная. Потому что они оказались не нужны государству. Их называют "коррумпированными", "гаишниками".

- Всех подряд?

- Да, всех подряд. Христиан-демократическое движение борется за права этих людей, мы каждый год по 3-4 акции проводим с ними, чтобы как-то надавить на правительство, довести до него, что это очень серьезная проблема восстановления справедливости. Но пока у правительства нет политической воли для этого. Мы даже с министерством здравоохранения, которое курирует пенсионные вопросы, подсчитали, сколько денег нужно выделить в бюджете, чтобы решить вопрос. Вышло 36 миллионов лари. Это не катастрофа для правительства. Но у чиновников нет желания. Они говорят, что эти люди - "кэгэбэшники". Мы им говорим: что было делать, ведь был Советский Союз, была одна страна, один комитет госбезопасности. Если кто-то после объявления независимости Грузии продолжал агентурную работу, надо выявить и наказать. Это другая вещь. Но там есть и те, кто просто в ужасе от того, что их назвали коррумпированными. Так нельзя.

-Сколько они сейчас получают?

- По-разному. Если человек зарабатывал 150 лари, то сейчас получает около 25 лари. Но это даже называется не пенсией, а компенсацией. И это тоже страшная вещь, потому что люди, по нескольку десятков лет отработавшие в силовых структурах, не удостоены даже пенсии. Они получают компенсации в 10, 15, 25 или 60 лари. Я лично знаю некоторых полковников, которые получают пять лари и 40 тетри, около трех долларов. Это просто насмешка!

- У вас ведь прошла первое чтение "Хартия свободы" с "Актом патриота", который разоблачает коммунистов и агентов КГБ. Этот звакон идет вразрез с вашими усилиями по повышению пенсий "силовикам".

- Да, мы выступаем против "Акта патриота". Он еще не принят парламентом. Идут серьезные дебаты, там много нелогичных положений. Во-первых, сейчас вычислять агентов КГБ трудно, особенно тех, у кого просто подписка была, потому что в Грузии нет большей части архивов. Они были вывезены, и большая часть была уничтожена, а малая часть вернулась. Если мы накажем кого-то одного, то четырех не накажем, потому что информация о них не сохранилась. Это будет несправедливо. Кроме того, люди, которые работали на высоких постах в коммунистических учреждениях, уже не рвутся к власти, не принимают активного участия в политической жизни, а этот закон запрещает им сейчас избираться и занимать высокие должности. Мы с "Актом патриота" запоздали на 20 лет, когда подобные законы о люстрации принимались в других постсоветских государствах. В Грузии тогда не до этого было, но сейчас это делать смешно.

- Зато правительство уже наказывает бывших агентов маленькими пенсиями.

- Министр финансов такую глупость сморозил, но потом, после моего возмущения на заседании парламента, он изменил свое мнение и сказал, что слово "агенты" относилось не ко всем, а только к некоторым людям, абсолютное же большинство "силовиков" -очень справедливые, порядочные, честные люди, которые работали на государство. На что я заметил: если они честные и работали на государство, то давайте менять закон, который дает им пять лари и семь лари, чтобы они тоже получали по заслугам - около 500-600 лари в месяц, и это будет справедливо. Тогда нам отвечают: на это нет денег в бюджете. Мы говорим: у вас есть деньги, и показываем, где их взять, но они на это закрывают глаза.

-А где, если не секрет, лишние деньги?

- В резервных фондах правительства и президента по 50 миллионов лари, то есть 100 миллионов лари в совокупности. Главное, что из этих фондов деньги идут на развлечения, пиар-акции и так далее. Мы предлагаем пустить их на искоренение несправедливости. Но получаем неадекватный ответ.

Конечно, правительству гораздо выгоднее считать часть общества людьми второго сорта и на этом основании экономить ежегодно по 36 миллионов лари. А с принятием "Акта патриота", который вполне способно протащить пропрезидентское "Единое национальное движение", пенсии могут урезать и не только силовикам, но и всем бывшим коммунистам. И для бюджета полезно, и идеологически верно в контексте тезисов о "советской оккупации Грузии".