Родители и дети

Тбилиси опошлил понятие "независимость"

- Господин Рцхиладзе, как вы оцениваете попытки нынешних властей Грузии всячески избавиться от наследия советского прошлого? Разрушение Мемориала Славы в Кутаиси, запрет символики СССР, исправление учебников истории в сторону очернения советского периода Грузии - можно ли утверждать, что эти действия направлены на максимальное отдаление от России?

- Естественно. Это так, и я всегда об этом писал. Подобные процессы имеют своей целью максимальное отмежевание от России. К сожалению, нынешние грузинские власти представляют "независимость" не как путь к процветанию страны и построению действительно демократического государства. Для них это понятие связано исключительно с как можно более сильным отдалением от России, от нашей общей истории. Слово "независимость" в интерпретации грузинского руководства приобрело не позитивное, а негативное понятие. Да, такое ощущение, конечно, было в Грузии и раньше, но сейчас, в условиях нынешнего режима, оно приобрело необычайный размах и популярность.

- Последние инициативы Тбилиси, пытающегося завоевать симпатии некоторых народов Северного Кавказа в ущерб Москве и отторгнуть их от России, также связаны с этим стремлением? И как вы считаете, они имеют шансы принести Грузии хоть какие-то дивиденды - политические или социальные?

- Об успехе этих попыток говорить не приходится, такая политика не может быть успешной по определению, поскольку у Грузии нет ни материальных ресурсов, ни каких-то дипломатических возможностей серьезно повлиять на ситуацию на Кавказе. Однако есть и другой момент. Вполне вероятно, что сейчас наша страна используется некими силами в качестве жертвы на огромной геополитической шахматной доске. В этом случае, конечно, Грузия может создать России какие-то определенные проблемы - хотя бы исходя из своего географического положения. Но, это, естественно, вызовет максимально жесткую реакцию с российской стороны. Она открыто выступит против попытки переманить северокавказские народы, и Грузии придется тяжело.

- То есть, помимо географического положения у Грузии нет никаких преимуществ в борьбе с Россией за Северный Кавказ?

- Здесь многое зависит и от того, как будет развиваться ситуация в самой России. Если её руководству удастся продолжить в этом регионе проведение своей достаточно успешной политики - тогда у Грузии нет никаких шансов на успех. Но если у России возникнут какие-то проблемы, скажем, на волне выступлений, подобных акции на Манежной площади, тогда у Тбилиси появится возможность представить себя в более выгодном свете. Хотя в любом случае Грузия способна что-то предложить народам Северного Кавказа только в краткосрочном плане. Правительство может потратить на это средства из бюджета, кого-то подкупить. Но в далёкой перспективе подобная политика обречена на провал. Грузия сейчас не в том состоянии, чтобы оказывать кому-то покровительство - когда ее собственное хозяйство находится в полной разрухе.

- Есть ли шанс на то, что политика грузинской власти не будет носить столь ярко выраженный антироссийский характер? Может ли это произойти при нынешнем руководстве страны, или придется ждать смены Саакашвили?

- Безусловно, в будущем эта конфронтация исчезнет. Конечно, было бы желательно, чтобы на ближайших выборах к руководящим постам в Грузии пришли не "хвосты" этого режима, как случилось после ухода Шеварднадзе. Тогда и отношения с Россией будут налаживаться гораздо быстрее. Необходимо создать конструктивную, дельную и энергичную силу. Которой, к сожалению, пока в Грузии не видно. А ведь это и в интересах нашей страны, и в интересах России, так как наши геополитические связи, которые формировались на протяжении столетий, на самом деле никто не в силах изменить.