"Мы ведем переговоры с "Интер РАО ЕЭС", с тем чтобы до конца 2011 года было положено соответствующее заключение, и определенная часть акций "Теласи", которые находятся в собственности государства, были размещены на международной бирже", - объяснил замысел грузинского правительства господин Хетагури.
На сегодняшний день Грузия является счастливой обладательницей 24 процентов акций энергораспределительной компании "Теласи", которая действует в рамках законодательства республики и осуществляет расчет с потребителями в соответствии с нормативными актами Национальной комиссии по регулированию энергетики и водоснабжения. Остальные 75 процентов принадлежат российской стороне, а точнее компании "Интер РАО ЕЭС".
Кроме того, грузинских активов у российского энергетического гиганта полна котомка: 9-й энергоблок ТбилГРЭС, AES Transenergy, которая была создана для экспорта электроэнергии в Турцию, а также право управления ХрамиГЭС (Храми-1, Храми-2) и паритет в совместном предприятии "ГрузРосэнерго", владеющем ЛЭП-500 на территории Грузии.
Понятно, что такой "груз" серьезно давит на Михаила Саакашвили. Каждый раз, рассылая проклятия в адрес Кремля, ему приходится помнить, что энергетическое благополучие грузинского населения зависит от его собственного поведения. И в последнее время выступления на международных аренах ставят под сомнение не только здравомыслие грузинского президента. Складывается впечатление, что он совсем заплутал в трех соснах, не успевая лавировать между делами стратегической важности и личными прихотями.
"Когда дело касается энергетики, конечно, в первую очередь грузинское правительство обращает свой взор на российские возможности. Ни для кого не секрет, что на фоне активной брани в адрес российских властей их грузинские коллеги передают в собственность капитала важные объекты. Поэтому, как бы часто и громко ни говорилось в адрес Грузии, что ее вектор политической стратегии направлен на Запад, на самом деле компас экономических симпатий твердо укреплен в направлении северного соседа. Зачем грузинскому правительству хранить эти 24 процента акций, когда можно отдать их в руки России и быть спокойными в случае военных действий? Потому что российские власти дали очень четкий сигнал инвесторам, что в Грузии может себя чувствовать себя спокойно только российский капитал. Свидетельством тому - и секретный договор между правительствами Владимира Путина и Михаила Саакашвили о передаче права управления ИнгуриГЭС, подписанный еще до конца 2008 года. Поэтому не стоит искать логики в делах грузинских властей. И обычно новые предложения финансового плана поступают на грузинский рынок сразу же после очередного заявления Саакашвили о том, что Грузия готова без всяких предварительных условий начать переговоры с Россией. Во что это обойдется Грузии в будущем, будем считать тогда, когда сменится власть в стране", - поведал в интервью GeorgiaTimes эксперт по экономическим вопросам Сосо Цискаришвили.
И вот акции крупнейшей сетевой компании Грузии, которая обслуживает Тбилиси и его пригороды, выставляются на торги. Примечательно, что заявление министра энергетики Александра Хетагури удачно совпало с очередным траншем, который грузинское правительство выпросило у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Он предоставил "Теласи" кредит на двадцать пять миллионов долларов для реабилитации сети электрораспределения.
Сердобольные европейцы полагают, что на выделенные деньги грузины хотя бы попытаются профинансировать работы по расширению и реабилитации сети среднего и низкого напряжения, подстанций. И провести внедрение новой системы наблюдения, контроля и сбора данных (SCADA) для дистанционного мониторинга всех сетей компании. Кстати говоря, участие в подписании соглашения на кредит российской стороны оказалось серьезным подспорьем для кавказской республики.
"Российский капитал еще до появления на грузинской территории солидно штрафуют. И уже потом, после начала работы в нормальном режиме, российские бизнесмены могут чувствовать себя более спокойно. Но все-таки риск есть, поскольку никто не знает, что завтра взбредет в голову законодательным органам Грузии, и в каком направлении какой закон будет меняться. В целом, инвестиционное поле Грузии зависит от многих субъективных факторов, и закрепиться могут только те компании, у которых есть опыт преодоления трудностей на российском инвестиционном рынке. Поэтому в первую очередь это российский капитал, который знает, как взаимодействовать с грузинскими властями", - подчеркнул эксперт.