Родители и дети

Германия помирит Тбилиси и Москву?

GeorgiaTimes говорил с известным российским политологом Сергеем Михеевым и грузинским парламентарием Петре Мамрадзе.

"Германия может выступить посредником в восстановлении отношений между Москвой и Тбилиси, - приводит слова Ираклия Аласания "Росбалт". - Эта уверенность появилась у меня после встреч в администрации германского канцлера Ангелы Меркель". В то же время, по словам оппозиционера, главным условием для налаживания разорванных по инициативе грузинского лидера Михаила Саакашвили дипломатических контактов между Москвой и Тбилиси по-прежнему остается уход нынешнего лидера Сакартвело со своего поста. Именно тогда, уверен бывший посол страны в ООН, и возможно потепление в отношениях между государствами, которое произойдет при посредничестве Берлина.

Какую помощь могли пообещать Аласания в немецкой столице? Известно, что он провел встречу с советником канцлера по внешним вопросам Кристофом Хоисгеном, а также побеседовал с местными политиками во внешнеполитическом ведомстве Германии и в Бундестаге. Как сообщают СМИ, оппозиционер в основном рассказывал коллегам о проблемах, связанных с изменением избирательной среды в Грузии. "Необходимо, чтобы в Грузии утвердилась практика смены власти путем свободных выборов, для чего, в первую очередь, должна измениться в лучшую сторону избирательная среда, - цитирует его "Новости-Грузия". - Уверен, с помощью международной поддержки мы сможем добиться этой цели".

Пока официальный Берлин после визита Аласания не делал никаких официальных заявлений. Равно, впрочем, как и зимой, когда о возможной роли Германии в качестве посредника на переговорах с Москвой заявил Михаил Саакашвили.

Тогда грузинский лидер заявил: мол, Германия должна использовать свои контакты и "сказать России, чтобы они отказались от конфронтации". "Грузия желает мирных переговоров", - сказал он. Конечно же, то послание, как и многие другие псевдоинициативы, звучащие из уст Мишико, носило скорее имиджевый характер и легко вписывалось в предложенную им концепцию "Единого и мирного Кавказа". Прикинувшись агнцем, президент Грузии тут и там восклицал о мирных намерениях в отношении Абхазии и Южной Осетии и о российской "оккупации", но при этом и пальцем о палец не ударил для того, чтобы воплотить в жизнь столь разрекламированную стратегию "вовлечения путем сотрудничества", якобы направленную на сближение позиций Тбилиси, Цхинвала и Сухума. В любом случае, отсутствие всякой логики в высказываниях Михеила, как нынче принято его называть на родине, проявилось меньше чем за месяц, когда он огульно обвинил Германию в том, что она "препятствует" вступлению Сакартвело в Евросоюз.

Ни в первом, ни во втором случае отвечать на увещевания Саакашвили в Берлине не стали. Можно ли говорить о том, что теперь, когда Германию посетил столь опытный и искусный дипломат, как Аласания, немцы задумаются о своей вероятной роли в урегулировании грузино-российских противоречий?

Сергей Михеев, заместитель генерального директора Фонда "Центр политических технологий": То, что европейские страны еще с момента конфликта в Южной Осетии пытаются выполнять посредническую роль, достаточно хорошо известно. Но пока никаких особых успехов они в этом не достигли. Напомню, в августе 2008 года французы пытались активно учавствовать в этой игре, однако, откровенно говоря, ничего особенного у них не получилось. Сможет ли теперь Германия - сложно говорить. Непонятно, в чем сейчас может состоять вопрос переговоров между Россией и Грузией, и в чем будет заключаться помощь Берлина. Дело в том, что нет повестки. Грузинская сторона настаивает на необходимости обсуждения вопроса независимости Южной Осетии и Абхазии, однако Россия свой выбор уже сделала. В значительной степени выбор в пользу суверенитета этих республик был спровоцирован действиями Грузии. И сейчас это уже не может стать предметом для переговоров, поэтому и Германия здесь ничем помочь не может.

Если же говорить о перспективах таких переговоров после ухода Саакашвили, то пока непонятно, собирается ли президент Грузии вообще уходить. У меня такое ощущение, что он не хочет покидать свой пост и будет придумывать новые поводы, чтобы остаться у власти.

Петре Мамрадзе, оппозиционный депутат грузинского парламента: Сама по себе перспектива посредничества Германии весьма реальна. Не зря еще во время военно-политической авантюры Саакашвили в августе 2008 года Евросоюз взял на себя переговоры, которые завершились подписанием мирного соглашения о прекращении огня. И Германия, особенно госпожа Меркель, еще тогда сыграла весьма позитивную роль. Кстати, именно канцлер предупреждала о том, что режиму Саакашвили нельзя предоставлять План действий по членству в НАТО, поскольку даже это станет для президента Грузии теми спичками, с которыми ему играться никак нельзя. Но в итоге Саакашвили все равно осуществил свою авантюру.

Впрочем, подчеркну, что до тех пор, пока Саакашвили и его группировка находятся у власти, переговоров с Россией не может быть в принципе. Германия вместе со всей Европой сможет сыграть важную роль тогда, когда в Грузии изменится политическая ситуация и климат. И не будет Саакашвили.