Родители и дети

Михаил Хубутия: путь к мирному диалогу – народная дипломатия

Россия и Грузия после известных августовских событий пребывают в состоянии «холодной войны». Обвинения в адрес друг друга продолжаются, дипломатические отношения прерваны. Сможет ли повлиять на эту ситуацию грузинская диаспора? Способна ли она улучшить отношения между Грузией и Россией? Об этом мы попросили рассказать президента «Союза грузин в России» Михаила Хубутия.

- Скажите, что это такое - «Союз грузин в России»?

- Наша организация была создана в апреле 2007 года. И прописана она не только в Москве. Активно работают региональные отделения в Карелии, Ярославле, Туле, Нижнем Новгороде, Саратове, Тольятти и в десятках других городов. Будем создавать отделения и в регионах Сибири и Северного Кавказа.

В наш «Союз» может вступить любой желающий. Для этого вовсе не обязательно быть этническим грузином. Главные условия - чтобы это был порядочный человек, который знает, любит Грузию и желает ей процветания. Так, с самых первых дней членом нашей организации стал Иосиф Кобзон. Более того, у нас уже есть коллективные члены - например, Академический Большой хор Российского химико-технологического института им. Д.Менделеева, с которым выступал великий Хосе Каррерас.

Совсем недавно у СГР появилось молодежное крыло. Это в основном студенты. Работать они начали очень энергично. Устраивают для молодежи просмотры и обсуждения грузинских фильмов, проводят дискуссии на разные темы, организуют концерты, спортивные соревнования, встречи со сверстниками из других диаспор и земляками из разных областей России.

- После окончания августовской войны вы обратились к соотечественникам. Услышали вас на родине, как вы думаете?

- Мне лично кажется - грузинский народ понял, что с Россией разговаривать с позиции силы нельзя.

- Удается ли грузинской диаспоре влиять на общественное мнение в Грузии?

- Конечно, и достаточно сильно. Ну, сами посудите - в России по официальным данным проживает около одного миллиона этнических грузин. По неофициальным еще больше - порядка полутора миллионов. И у каждого есть в Грузии родственники, которым они помогают финансово, с которыми активно общаются: переписываются и перезваниваются. Подробно рассказывают о своем видении ситуации, делятся взглядом из России на многие вещи, которые там, в Грузии, возможно, людям вообще не видны. И в такое сложное время народ конечно же много говорит о политике.

- Руководство Грузии ваше обращение к ее гражданам восприняли со скепсисом - мол, политический заказ. Возможен ли сегодня диалог «Союза грузин» с официальным Тбилиси?

- Этот диалог уже ведется. А поскольку между Россией и Грузией нет дипломатических отношений, то «Союз грузин в России» волей-неволей становится участником народной дипломатии, неким посредником, мостиком между странами, что, как я очень надеюсь, приведет к восстановлению полномасштабного мирного диалога.

- Вы заявили в августе, что готовы оказать гуманитарную помощь и осетинским, и грузинским беженцам. Как к этому отнеслась власть Грузии?

- Ну, вообще-то, она и до войны относилась к нашим действиям с некой ревностью. И всячески делала вид, что не замечает не только нашей работы, но и вообще нашего существования. Скажем, государственный министр Грузии по вопросам диаспор Иулон Гагошидзе во время визита в Москву даже не выкроил время для встречи с представителями «Союза». Зато уделил внимание отдельным представителям диаспоры, которые видели только однополярный мир.

Ну, конечно, представители нашего «Союза» были для грузинских властей не самыми удобными и приятными собеседниками, ведь мы старались в то, еще довоенное, но уже напряженное для Грузии и России время указывать грузинской исполнительной власти на ее ошибки. И делали это вовсе не потому, что хотели поумничать. Мы не меньше их любим нашу родину и пытались предостеречь власть от опасных и непоправимых шагов.

А что касается гуманитарной помощи, так мы ее оказывали и оказываем постоянно. Людей, которые благодарны нашему «Союзу», на сегодняшний день уже огромное количество. И мне все равно, как к этому относятся в Тбилиси, ведь добрые дела делаются не по указке и не нуждаются в поощрениях.

- Немалое число грузинских СМИ и ваших соотечественников считает вас агентом ФСБ. Как вы прокомментируете это?

- Это очень примитивный и отсталый взгляд на жизнь. Вообще-то, сегодня уже немодно, да и глупо называть каждого делового человека с активной жизненной позицией агентом чего или кого бы то ни было. Я думаю, что это риторика неудачников, которые, навешивая ярлыки другим, прикрывают, таким образом, собственную несостоятельность.

Да и не надо забывать, что есть такое разлагающее человеческую душу чувство, как черная зависть. Видимо, кому-то в Грузии успех соотечественника не дает спокойно спать.

- Говорят, что Кицмаришвили поплатился должностью посла России в Грузии именно из-за дружеских отношений с вами. Мол, Саакашвили расценил это как предательство...

- Одна из главных задач любого посольства в стране пребывания - быть в постоянном контакте со своими национальными диаспорами. Именно в этих рамках я познакомился с Эроси Кинцмаришвили после его назначения. Пробыл он на этом посту недолго, так что мне удалось с ним встретиться всего несколько раз, и обсуждали мы с ним исключительно вопросы и проблемы жизни грузинской диаспоры в России. А должностью посла он поплатился, как мне кажется, из-за его разногласий с президентом Грузии по вопросу политики в отношении России.

Мне странно, что в Грузии легко подхватывают и распространяют всякие нелицеприятные небылицы, а вот о хороших наших делах не рассказывают. Например, я за свой счет полностью отремонтировал грузинское посольство в Москве. И никак это не было связано с личностью посла, тем более Кицмаришвили. Это произошло еще до его приезда в Россию.

- До недавних пор у вас складывались неплохие отношения с грузинским президентом. Когда все-таки между вами пробежала черная кошка?

- Ну, какие у меня могут быть отношения с руководителем Грузии? Это президент, которого выбрал мой народ. И я приветствовал его стремление объединить Грузию. Другое дело, что я никогда не поддерживал выбранные им методы достижения данной цели. Чтобы сохранить целостность Грузии, нужно было вести конструктивный диалог с российским, югоосетинским и абхазским народами. А в отношениях с российским руководством нужно было использовать исключительно язык дипломатии.

И мне очень жаль, что Саакашвили избрал столь неконструктивный путь. А те люди, которые окружали и окружают его, увы, всеми силами поддерживают антироссийские настроения в стране. И естественно, подконтрольная им пропагандистская машина представляет меня соотечественникам как какого-то непринципиального человека, не патриота своей Родины. Но я уверен - время все расставит по своим местам!

- Неоднократно появлялись публикации, что вы финансируете грузинскую оппозицию. Это так?

- В этом случае все бы сразу увидели результат. Однако пока оппозиционеры, как вы сами видите, не играют заметной роли в стране. К тому же, не забывайте, что «Союз грузин в России» - не политическая организация и тем более не коммерческая. Если мы и финансируем мероприятия, то только культурного характера - благотворительные концерты, выставки, детские елки.

- А почему вы называете роль оппозиционеров незаметной?

- По-моему, все они только и делают, что вводят народ в заблуждение. Хоть кто-то разработал программу дальнейшего политического и экономического развития Грузии? Или хотя бы обрисовал людям конкретные альтернативные пути развития страны? Нет. Все только и кричат хором: «НАТО! НАТО!» Хоть бы тогда разъяснили народу по-человечески, как это НАТО будет их кормить?

Собирается ли оно и в какие сроки восстанавливать экономику страны? Будут ли в Грузии, наконец, соблюдаться права человека, каким образом и по каким каналам эта организация поможет предпринимателям продавать грузинскую продукцию? За счет чего будет реанимирована курортная отрасль и что так же немаловажно - когда начнут платить старикам достойную пенсию?

- Среди представителей грузинской диаспоры много предпринимателей, которые после «революции роз» решили инвестировать в грузинскую экономику. Насколько благоприятна там сейчас ситуация для ведения бизнеса?

- Очень многое зависит от того, как в дальнейшем будут развиваться российско-грузинские отношения. Ведь Россия - один из самых емких рынков в мире. А для Грузии он вообще самый главный, если не сказать единственный. Равно как и грузинская курортная зона ориентирована именно на россиян, которые не один десяток лет проводили здесь свои отпуска и таким образом поддерживали местную санаторно-курортную отрасль. Смешно ведь надеяться, что сюда потянуться загорать и поправлять здоровье американцы или жители стран Евросоюза.

- Может ли бизнес повлиять на политику?

-Конечно, российский бизнес может оказывать очень сильное влияние на политическую жизнь в Грузии. Чем больше средств россияне будут инвестировать в грузинскую экономику, тем активнее народ Грузии будет поворачиваться лицом к России. Все очень просто - ведь если в стране будут строиться новые предприятия, то у местного населения появятся новые рабочие места, а, значит, будет повышаться их уровень жизни.

Но тут важно еще подчеркнуть, что абсолютного взаимопонимания народов можно достичь, только если российский рынок откроется для Грузии. То есть будут отменены все те ограничения на поставки в Россию грузинской продукции, которые были введены два года назад.

- Грузинские СМИ высказывают предположение, что грузинские предприниматели, проживающие в России, вынуждены поддерживать политику Кремля, иначе у них отберут бизнес. Ваш комментарий?

- А что тут комментировать? Это просто ложь. У каждого этнического грузина есть право голосовать за любого кандидата в российские президенты и в парламент, а также открыто высказывать свое мнение по тому или иному вопросу. И есть, между прочим, грузины в России, которые поддерживают и пропагандируют отнюдь не кремлевскую политику. Но на их бизнесе это никак не сказывается.

- Есть ли среди ваших коллег-предпринимателей обиженные на российскую власть? Возьмем, например, запрет на импорт грузинской продукции...

- Вот пусть грузинские предприниматели и задумаются, как убедить власть снова наладить российские каналы сбыта. Это хороший шанс проявить свою гражданскую позицию. Уверен, голос предпринимателей в стране имеет немалый вес. Пусть сделают первый шаг, а мы тут в России постараемся помочь донести их пожелания до российских властей.

- Как, на ваш взгляд, будут складываться грузино-российские отношения через месяц? Через год?..

- Очень многое сейчас зависит от самих грузин. От их выбора. А мы постараемся их поддержать и помочь проложить дружественный мостик между народами и их руководителями. Главное, чтобы в Грузии сейчас понимали - ставка очень высока: от того, как будут складываться российско-грузинские отношения, зависит не только жизнь рядового грузина, и даже не только территориальная целостность страны, но даже безопасность Грузии. Тяжело говорить о том, что моя Родина может превратиться в полигон для противостояния больших государств.

Грузия не должна свернуть со своего исторического пути. Она, как это и было раньше, должна находиться в дружбе со всеми странами, я уже не говорю об особых теплых отношениях с соседями. А для этого Грузия должна стать нейтральной и перестать находиться в чьем-либо фарватере. Что, кстати, вполне устраивает и Россию.

Беседу вела Ирина Пташковская