Родители и дети

Северокавказская стратегия меняет цели

Полпред в Северокавказском федеральном округе Александр Хлопонин бежит в столицу. Красноярского менеджера, возможно, заменит Рашид Нургалиев, которому пророчат отставку с поста министра внутренних дел. Это означает, что политику пряника по отношению к Кавказу сменят на кнут. Кроме того, округ укрупнят, разбавив национальные республики не только Ставропольем, но Краснодарским краем и Ростовской областью. Возвращение на круги своя - закономерный результат непродуманных кавказских стратегий.

Аппарат полпредства в Южном Федеральном округе, как стало известно журналистам, готовится к расформированию. Ростов и Краснодар с Адыгеей перейдут в СКФО, а Волгоград, Астрахань и Калмыкия — в Приволжский округ. Полпред Александр Хлопонин, отслужив на Кавказе, поедет работать в Москву. А на его место в укрупненный округ может придти Рашид Нургалиев, глава МВД России. Только базироваться он будет не в Пятигорске, а в Ростове.

Перемены произойдут, как ожидается, уже в мае. Стремительность решений удивляет, но сама логика развития событий на Кавказе была предсказана заранее. Тот же Владимир Путин, во время предвыборной гонки посетивший Пятигорск, обещал в скором времени глобальные изменения, так как убедился в неэффективности управления регионом.

"Кормление Кавказа" не привело к созданию сильной экономики, как это планировал "эффективный управленец" Хлопонин. Оно не ослабило террористическую угрозу, но зато привело в негодование другие российские регионы, которые не меньше нуждаются в дотациях.

Больше всего созданием СКФО, выделившегося из ЮФО, был недоволен Ставропольский край. Он оказался в округе один на один с национальными республиками и выглядел, как отрезанный от России ломоть. Русские стали мигрировать на север, чтобы не оказаться в ситуации, в которой были славяне в дудаевской Чечне.

Теперь на Кавказ могут вернуться силовики, а к СКФО прибавится 11 миллионов русскоязычных краснодарцев и ростовчан. В Кавказской казачьей линии переформатированию округа рады, потому что это поможет преодолеть упаднические настроения. "Краснодар и Ростов — богатые регионы, плюс зерновые возможности Ставрополья. Все равно у Ростова и Краснодара тесного взаимодействия с Астраханью и Волгоградом никогда не было. С Югом и "банановыми" республиками — было, — заявил источник GTimes в казачьем обществе, добавив, что столицу округа лучше было бы расположить в Ставрополе. - Приедет инвестор в Ростов — и будет окружен губернатором Ростовской области, а он сможет повлиять на решение, где вести бизнес".

Политолог, председатель Общественной палаты Ставрополя Сергей Попов считает возвращение Ростова и Краснодара вполне логичным итогом хлопонинской деятельности. "В 2005 году, будучи сотрудником полпредства, я готовил Форум народов Кавказа в Сочи. Вот в это время полпреда генерала Виктора Казанцева поменяли на Владимира Яковлева, бывшего мэра Санкт-Петербурга. При этом Путин говорил, что военная фаза на Северном Кавказе закончилась, и мы приступаем к мирному строительству. Но с тех пор ситуация не улучшилась, — заявил эксперт в интервью GTimes. - Идет передислокация войск, и каждый день проводятся контртеррористические операции в Дагестане, Кабарде, Чечне тоже неспокойно. Так что идея, которая была заложена в Северо-Кавказском федеральном округе — через Стратегию социально-экономического развития быстро решить проблемы, за два года не оправдалась. Это не только я говорю. Недавно в Пятигорске была конференция, которую проводил Институт экономической политики имени Гайдара. Они критиковали эту стратегию с самого начала. Я тоже прямо сказал Хлопонину, что стратегия написана "на коленке"".

Попов подчеркивает, что у Хлопонина был административный ресурс, которым он воспользовался "процентов на пять", но не было средств на реализацию задуманного. Например, декларировалась поддержка русского населения для пресечения дерусификации Северного Кавказа, но "ничего не сделано, ни копейки не выделено, да и правовой базы для этого нет, потому что у русских нет конституции". Зато другие автохтонные народы в СКФО вообразили себя хозяевами всего округа и на Ставрополье устраивали победную лезгинку.

"Поэтому на сегодняшний день совершенно понятно, что опыт образования СКФО оказался неудачным", — уверен политолог.

Возвращение Ростова и Краснодара с Адыгеей в укрупненный регион со столицей в Ростове, по его мнению, — это самая удобная конфигурация, которая была и в Советском Союзе, и до него. "Если вы посмотрите экономическое районирование, во всех научных статьях и чиновничьих документах, вы сломаете глаза. Потому что одни считают Северный Кавказ в старой конфигурации с Ростовом, другие Северным Кавказом считают только республики, если политические исследования проводят. То есть, никаких правил игры не установлено. Последняя Федеральная целевая программа касалась только республик Северного Кавказа с Адыгеей. ФЦП действует, а Адыгея в Южном округе оставалась. Так что возвращаемся к старому районированию".

На вопрос, а как же идея провести Олимпиаду-2014 года в округе, не имеющем ничего общего с терроризмом, Сергей Попов ответил, что этот маневр себя все равно не оправдал. Террористическая активность на юге только выросла и географически осталась близка к Сочи.

Придется вернуться к силовым методам, поэтому Нургалиев будет на Северном Кавказе весьма кстати. Но правильно ли отказываться от умиротворения рублем? Сергей Попов полагает, что надо сочетать оба метода. "Питательной средой для терроризма является коррупция чиновников. Расслоение в республиках происходит, и люди уходят в горы. Это ведь не внешнее влияние, не Саудовская Аравия так влияет. Идет расслоение элит по религиозному принципу. А самое главное, отчуждение от основной массы населения, как в Дагестане, например. Там же в горах есть нечего. А в Махачкале дворцы строят.

На Кавказе коррупция принимает самые уродливые формы. А в этом отношении навести порядок, проворовавшуюся элиту прижать федеральный центр не может, потому что так по всей России. Сначала надо навести порядок в Москве, где идут основные откаты из тех субсидий, которые выделяются на Кавказ. Ну, а политика выделения больших денег, вы знаете, чем закончилась: манифестациями в Москве "Хватит кормить Кавказ". Институт Гайдара тоже приходит к выводам, что рублем там ничего не сделаешь. Это просто покупка лояльных элит. Если подытожить, экономическая стратегия провалилась, возвращаются силовики. Это нужно и новому президенту, который хочет ослабить давление снизу реформаторскими проектами. А если оппозиционные настроения по всей России будут усиливаться, то на Юге будет усиливаться террористическая активность, и стране скажут: "Какие могут быть оппозиционные дела, когда тут война".