Родители и дети

КБР: взяточники против следователей

В Кабардино-Балкарии новый громкий арест. Шестым среди высокопоставленных республиканских чиновников в СИЗО попал глава Пенсионного фонда Хасанби Шеожев. Он втридорога купил за государственный счет столовую, причинив бюджету ущерб на 68 миллионов 660 тысяч рублей. Антикоррупционные дела последних полутора месяцев, как считает местный политолог Тимур Тенов, могут привести к отставке главы региона Арсена Канокова уже этой осенью. Те, кого это не устраивает, похоже, предприняли меры: вчера пережил покушение замглавы республиканского Следственного комитета Алим Бабаев.

Здания Пенсионных фондов всегда поражают своих нищих посетителей респектабельностью. Но в Нальчике управляющий республиканским отделением Хасанби Шеожев переплюнул многих своих коллег, закупив для нужд фонда еще и столовую за 106 миллионов рублей. Причем рыночная стоимость здания составляет лишь 38 миллионов рублей. Разница в 68 миллионов стала основой дела о мошенничестве, по которому Шеожев в субботу был задержан и отправлен в СИЗО Пятигорска.

Первоначально столовая принадлежала "Нальчикскому электровакуумному заводу", в котором глава местного Пенсионного фонда по совместительству был председателем совета директоров. В 2008 году он, по заниженной цене в три миллиона рублей, продал это здание фирме "Капитолий", которую возглавлял его родственник Аслан Амшоков. А тот уже перепродал объект обратно Шеожеву.

Читайте также: Руководство КБР погрязло в коррупции

Глава управления Пенсионного фонда по Кабардино-Балкарии за последние полтора месяца стал шестым по счету чиновником, обвиненным в коррупции. Первыми попали под арест руководитель администрации главы Кабардино-Балкарии Владимир Жамборов, министр по управлению госимуществом и земельным ресурсам Хабдульсалам Лигидов и его бывший заместитель Руслан Жамборов. Им вменяют мошенничество со старым зданием филармонии в центре Нальчика, которую они продали за один миллион рублей при рыночной стоимости в 19 миллионов рублей. Переговоры о стоимости здания велись по телефону, и прослушки потом "утекли" в Интернет.

КБР: взяточники против следователей. 27670.jpeg
Арестованный Руслан Жамборов

Четвертым подследственным стал мэр Нальчика Залимгери Хагасов, обвиненный в бесплатном выделении крупных земельных участков под дачи в центре республиканской столицы. Сумма ущерба для государства составила 14 миллионов рублей. Чуть позже в нецелевом расходовании 20 миллионов бюджетных рублей был обвинен глава республиканского казначейства Леонид Зрумов. Он списал эти деньги на ремонт здания по несуществующему адресу.

Первые задержания, проведенные в виде спецоперации с высадкой десанта московских омоновцев в КБР и показанные главными каналами страны, вызвали у кабардино-балкарских жителей недоумение. В Совете старейшин балкарского народа переживали, что все это останется показухой. В нальчикском Правозащитном центре GTimes заверяли, что на борьбу с коррупцией все это не похоже. В прессе появились версии о том, что воду в республике мутит брат бывшего президента Юрий Коков, который сейчас в Москве руководит Главным управлением центра "Э" МВД России. Тем более что братья Жамборовы являются родственниками главы республики, засветившегося в списке Forbes Арсена Канокова, и их демонстративный арест был направлен против всего правящего клана.

Читайте также: Аресты в КБР имеют заказной характер

Однако Зрумов, да и новый подозреваемый Шеожев в клан уже не входят, поэтому тех, кто связывал аресты с межклановой борьбой в республике, стало меньше. Напротив, появилось ощущение, что это действительно новый тренд в федеральном управлении. Идет ужесточение дисциплины госслужащих в регионах, полагает кабардино-балкарский политолог Тимур Тенов.

- Происходит ужесточение поведенческой дисциплины чиновников как федеральных, так и региональных. Аресты носят яркий, показательный характер, и все это связано с какой-то новой федеральной программой, которая будет апробирована в этом регионе и потом распространена на все остальные регионы России.

- Почему начали с КБР, ведь это не самая проблемная республика в области коррупции?

- Сложно сказать, какой регион России сейчас самый проблемный. В данном случае налицо все факторы, характерные и для всей России в целом, и с учетом кавказских особенностей. Наверное, поэтому отсюда начали.

- Раньше ничего подобного не было?

КБР: взяточники против следователей. 27671.jpeg
Арсен Каноков

- Конечно, это беспрецедентные задержания. Какие-то дела возбуждались, о каких-то делах ходили слухи, но вот так, чтобы твердо и уверенно все происходило - это впервые. Некоторые говорят, что это какой-то элемент групповых взаимодействий. Я думаю, что это все несерьезно, потому что здесь прослеживается серьезная федеральная компонента. Поскольку речь не идет только о группе родственно взаимосвязанных людей. Особенно последний арест показал, что речь идет о сложившейся здесь системе в целом.

- Эти аресты сказываются на имидже Канокова?

- Безусловно сказываются, тем более на Кавказе считается, что первое лицо обязано контролировать все, что происходит на его территории. А тут он и сам заявлял, что он не в курсе прослушек, не был ознакомлен с ситуацией. В таком случае аресты могут привести и к отставке президента. Не исключено, что это будет венцом проводимых сейчас мероприятий. Даже возможен такой сценарий, по которому общественности сначала демонстрируется негатив, который имел место быть вокруг первого лица, чтобы потом не возникало вопросов. Вполне возможно, это может случиться к осени, поскольку осенью политическое напряжение в стране возрастает, и федеральный центр может решить сразу несколько задач, продемонстрировав и своему электорату эффективную борьбу с коррупцией.

- Как Вы относитесь к версии о том, что всю эту кампанию мог организовать конкурент Канокова, который сейчас работает в федеральных структурах?

- Я думаю, многие конкуренты мечтали бы обладать таким ресурсом, который задействован в данный момент. Версию о том, что тут задействованы конкуренты, я считаю несостоятельной, поскольку для этого надо обладать мощнейшим медиаресурсом, силовым ресурсом и прочими, - подытожил Тимур Тенов.

Между тем антикоррупционная активность силовых структур не всем пришлась по вкусу. Вчера вечером в Нальчике неизвестный обстрелял машину заместителя руководителя следственного управления по Кабардино-Балкарии, полковника юстиции Алима Бабаева. Он и его маленький ребенок остались целы и невредимы. Остается надеяться, что акция устрашения не возымеет действия, и чистки чиновничьих рядов будут продолжены.