Родители и дети

Новая реальность Южной Осетии

Власти Грузии уже неделю не прекращают стенать по поводу укрепления "административной" границы, которые при помощи России проводит Южная Осетия. Официальный Тбилиси забросал РФ и западных партнеров жалобами на произвол "оккупантов". Москва на подначки не реагировала, и лишь после того, как со стороны Грузии последовали прямые провокации, заметила, что до добра они не доведут, и стабильность в регионе нарушать не следует. Запад Россию с готовностью осудил, но ситуацию это не изменило. Эксперты отмечают: Тбилиси может протестовать сколько угодно, но Россия и Южная Осетия уже существуют в новой реальности, с которой Грузии придется смириться.

Уже несколько месяцев российские пограничники по соглашению с властями Южной Осетии проводят демаркационные работы на границе с Грузией, что регулярно вызывает раздражение Тбилиси. Еще в мае МИД Грузии направил Москве в связи с этим ноту протеста, которая, впрочем, была проигнорирована.

Новое обострение ситуации произошло 17 сентября в районе села Дици. Тогда грузины пытались сойтись в рукопашной с представителями правительства Южной Осетии, помогавшими российским пограничникам. Ситуация была урегулирована только после прибытия представителя пограничной службы КГБ Южной Осетии и выдворения нарушителей на территорию Грузии. Теперь процесс демаркации продолжился в селе Двани Горийского района, и там тоже не обошло без волнений.

На сей раз в Москве ответили, заметив, что провокационные действия Грузии, организующей протесты в связи с укреплением Южной Осетией государственной границы, неприемлемы и угрожают региональной стабильности.

В ходе телефонного разговора замминистра иностранных дел России Григорий Карасин обратил внимание спецпредставителя ЕС по Южному Кавказу Филиппа Лефора на "усилившуюся провокационную активность Тбилиси в районе границы с Южной Осетией". "Преднамеренное нагнетание эмоций, политические спекуляции вокруг этой темы неприемлемы. Они чреваты серьезными последствиями для региональной стабильности", — сухо заявили в МИД РФ.

Читайте по теме: Пограничные страсти

Однако Грузия вновь негодует. В адрес Москвы высказался министр обороны Грузии Ираклий Аласания, глава МИД Майя Панджикидзе и, разумеется, президент Михаил Саакашвили. Не удержался даже спецпредставитель премьер-министра Грузии по урегулированию отношений с Россией Зураб Абашидзе, который и высказал возмущение ситуацией на границе страны с Южной Осетиейна встрече с замглавы МИД РФ Григорием Карасиным. Не остались в стороне и западные партнеры Грузии, которые выразили с ней свою горячую солидарность. Однако на практике это не имеет никакого значения, считает эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института Востоковедения РАН Андрей Арешев.

"Укрепления на границе осуществляются в соответствии с двухсторонними договоренностями между Россией и Южной Осетией в рамках регулирования пограничного сотрудничества и помощи, которую предоставляет РФ югоосетинской стороне, — напомнил Арешев в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes. — РЮО не в состоянии самостоятельно, своими силами прикрыть всю протяженность границы республики с Грузией. Конечно, в Грузии выступают категорически против этого, потому что не признают самостоятельность Южной Осетии. В этом ничего нового нет".

Эксперт отметил, что в процесс пытаются вмешаться США и Евросоюз — естественно, на грузинской стороне.

"Здесь имеет место политическая поддержка Грузии, особенно в преддверии президентских выборов, и заодно демонстрация того факта, что ни США, ни ЕС не ослабили свое внимание к проблемам Кавказа, — пояснил он. — Новая реальность возникла после 2008 года, по результатам действий грузинской стороны. Российская Федерация признала республику Южная Осетия, как и республику Абхазия. Однако пограничные вопросы остаются неурегулированными. Ни для кого не секрет, что некоторые участки границы между Грузией и РЮО охраняются недостаточно".

"Вся та ситуация, которая сейчас сложилась вокруг Южной Осетии и Абхазии, является следствием действий США главным образом. Они провоцировали Михаила Саакашвили на агрессию, очевидно, не просчитав всех последствий этого разрушительного для грузинской государственности шага. Сейчас можно протестовать сколько угодно, и протесты будут продолжаться. Однако для России и Южной Осетии существует новая реальность, в которой действуют эти государства. И я сомневаюсь, что на протесты, как грузинской стороны, так и американцев и европейцев, Москва и Цхинвал обратят серьезное внимание", — говорит Андрей Арешев.

Может ли быть так, что Грузия своими заявлениями просто пытается накалить обстановку на границе с Южной Осетией? "Грузия может и нагнетает обстановку", — считает директор Института стран СНГ Константин Затулин. Что касается заявлений США и ЕС, то эксперт рекомендовал бы им обратить свой взгляд в другую сторону. А именно — в сторону Косово. "Им нужно прояснить ситуацию на границе Сербии и Косово, которая все больше превращается в государственную границу, — обращает внимание Затулин. — США и целый ряд стран Европы признали Косово, хотя Косово при этом остается непризнанным большим числом государств. Так в случае с США и Европейским Союзом — не стоит искать в них каких-то экспертов в вопросе признания и непризнания. В таких случаях говорят врачу: исцелись сам".