Родители и дети

Лари приказал долго жить?

В правительстве Грузии всерьез обсуждается отмена лари ради поощрения инвесторов. Как заявила журналу «Либерал» Нона Каралашвили, переход на евро и доллары снизит риск финансовых потерь, связанных с колебаниями курса национальной валюты.

«Это не создаст никаких проблем для лари, так как это процесс уже и так идет. Все крупные покупки - квартиры, машины, - осуществляются на доллары или евро. В случае проведения реформы лари останется вторичной валютой, а со временем может быть вообще изъят из обращения. К примеру, Международный валютный фонд рекомендовал провести такую реформу не только Грузии, но и странам Восточной Европы», - напомнила Каралашвили.

После того, как МВФ в апреле посоветовал некоторым странам для борьбы с кризисом перейти на евро, этот вариант посчитал идеальным и для Грузии бывший госминистр по вопросам реформ Каха Бендукидзе. «Рекомендация странам Восточной Европы перейти на евро, будет полезна и Грузии», - объявил он. «Если оборот евро в нашей стране будет легальным, это нас сблизит с Евросоюзом, наш союз упрочится, привлечет больше туристов и европейских инвесторов».

Бендукидзе в интервью радио «Коммерсант» привел пример Черногории, где после ввода евро рост экономики ускорился в 2,5 раза, а уровень инфляции сократился в среднем в 3 раза. Это государство перешло на евро, не входя в Евросоюз и не согласовав свое решение с Европейским Центробанком. «Поскольку из-за этого Черногория не имеет права осуществлять эмиссию, страна живет за счет иностранных поступлений, в частности туризма. Кроме того, по этой же причине в стране нет Центрального банка», - перечислил достоинства отмены национальной валюты Бендукидзе.

Банкиры, понятное дело, встревожились, опасаясь, что потеряют контроль над денежными потоками. Как говорят в Национальном банке Грузии (НБГ), наличие своей валюты позволяет стране проводить независимую монетарную политику, защищаясь от негативных процессов на глобальном рынке. Бывший президент НБГ Нодар Джавахишвили заявил радио «Коммерсант», что не понимает, о каких реформах говорит главный советник премьера и что означает возможное изымание лари из оборота. «Советники премьера не знают экономики и международных норм. Кто дает им право объявлять доллар или евро государственной валютой? Или они думают, что для этого достаточно только их желания?» - саркастически отметил он.

Против отмены лари выступил и заместитель министра финансов Дмитрий Гвиндадзе. Он заявил, что это сложный и долгий процесс, который предусматривает консультации с международными организациями и финансовыми институтами. Журналистов замминистра заверил, что вопрос о превращении национальной валюты во второстепенную не будет даже рассматриваться.

Напомним, что эксперты МВФ считают, что с помощью перехода на евро пострадавшие от кризиса страны могут урегулировать внешние долги в иностранных валютах, бремя которых становится все тяжелее из-за обесценивания национальных валют. Для Грузии этот аргумент особенно актуален. К 30 апреля этого года внешний долг страны достиг 4 миллиардов 628 миллионов лари, хотя год назад сумма долга не превышала полутора миллиардов лари, сообщает радио «Коммерсант».

По расчетам экспертов до конца 2009 года внешний долг составит 30 процентов ВВП страны. Однако Минфин не видит в этом никакой опасности. «Мы сотрудничаем только с официальными донорами, финансовыми институтами, финансирование которых осуществляется либо в качестве грантов, либо на льготных условиях. Мы начинаем реально выплачивать этот долг с 2019 года, и надеюсь, что к этому времени финансовый кризис будет преодолен», - утешает себя Гвиндадзе.

Большинство экспертов, опрошенных газетой «Экопалитра», которую цитирует портал «Бизнес Грузия», также считают переход на евро несвоевременным.

Давид Асланишвили, основатель «Инвестиционной группы Грузии», заявил, что переходить на чужие валюты можно тогда, когда экспорт преобладает над импортом, когда сильно местное производство. «Даже Польша, страна-член Евросоюза пока не перешла на евро, их это не устраивает, потому что это вызовет подорожание и увеличит рост безработицы», - подчеркнул Асланишвили. Он напомнил, что при переходе на евро в странах Евросоюза был высокий уровень жизни и высокие зарплаты, дефицит бюджета не превышал 3 процентов.

Что касается аргумента Бендукидзе о снижении рисков инвесторов, то, по мнению Асланишвили, таким образом заманить их в страну все равно не удастся. «Привлечение инвесторов у нас происходит по согласованию с государственными чиновниками, а не путем приобретения акций, публичных предложений. В ситуации, когда инвестиции обнулены, на мировом рынке нет свободного финансового ресурса, сменой валюты инвестора не привлечь», - считает он.

Коллега Асланишвили, директор инвестиционной компании Caucasus Financial Леван Сургуладзе, в принципе поддерживает идею ввода евро или доллара в свободный оборот. Но и на его взгляд, речь должна идти не о полной замене лари, а об осуществлении транзакций на евро.

А финансист торгового центра Giorgita, импортирующего товары из Италии, Валерий Пховелишвили предлагает искать источник проблемы не в денежных знаках, а в способности правительства удерживать стабильный курс валюты. «Нет разницы, в обороте будет евро, лари или доллар, главное, чтобы курс был стабильным. Уже полтора месяца, как доллар окреп, поэтому и в Европе бизнес перешел на доллары при расчете. Если курс валюты стойкий, все равно, как она будет называться, но если курс евро будет колебаться, какой тогда смысл вводить его?», - недоумевает Пховелишвили.

Эксперт из рядов оппозиции Гия Хухашвили в интервью GeorgiaTimes предостерег власти от потери контроля над денежным оборотом в случае отмены лари. В целом разговоры о переходе на евро он назвал «очередной пиар-акцией правительства», так как «нулевая степень» интеграции Грузии в еврозону не позволит реализовать этот план, будь он хоть трижды выгоден стране.