Родители и дети

Не "Единое национальное движение"

Реакция президента Грузии Михаила Саакашвили на арест ближайших соратников, генерального секретаря "Единое национальное движение" Вано Мерабишвили и губернатора региона Кахети Зураба Чиаберашвили, удивила многих непосвященных в перипетии внутрипартийной жизни. Саакашвили не стал защищать Мерабишвили, которого многие считают "правой рукой" президента. На самом же деле между ними давно прослеживались разногласия. Эксперты полагают, что вскоре непонимание между лидерами ЕНД может стать более явным, и партия может расколоться.

Вечером 21 мая, после того как представитель прокуратуры Грузии сообщил о задержании обоих бывших чиновников, Михаил Саакашвили сообщил журналистам свое мнение по поводу происходящего. Саакашвили призвал правительство Грузии задуматься над тем, как эти аресты отразятся на репутации страны на международной арене. По мнению президента, происходящие в стране процессы негативно скажутся на европейской и евроатлантической интеграции, и наглядным примером тому может быть Украина. После ареста бывшего премьера Украины Юлии Тимошенко процесс евроинтеграции Украины был заморожен, напомнил Михаил Саакашвили. "Достаточно оказаться в таком положении, в каком находится Украина, и с политикой непризнания можем расстаться", - пояснил президент.

Михаил Саакашвили мало что сказал в защиту конкретно Вано Мерабишвили, кроме общего заявления о недопустимости ареста бывшего премьер-министра. Он подчеркнул, что Мерабишвили в особенном представлении не нуждается, так как общество хорошо знает о его положительных и отрицательных, но больше положительных сторонах деятельности, и никакое решение суда не заменит вердикта, который выносит тому или иному деятелю общество.

Читайте также: Вано Мерабишвили арестован

Президент больше говорил о заслугах Зураба Чиаберашвили, его успешной работе на посту мэра Тбилиси, посла Грузии в Совете Европы и международных организациях, его вкладе в успешное завершение переговоров с Россией по членству в ВТО, его деятельности в должности министра здравоохранения.

Президент достаточно обтекаемо ответил и на вопросы журналиста о том, собирается ли он поручиться за Мерабишвили, останется ли Мерабишвили на посту генсека ЕНД и будет ли кандидатом в президенты от своей партии.

Многих удивило, что президент не стал открыто защищать Мерабишвили - одного из самых известных своих соратников. Однако задолго до ареста бывшего премьера грузинские СМИ распространяли информацию о внутреннем конфликте в ЕНД и противостоянии двух команд во главе Михаила Саакашвили и Вано Мерабишвили. На этот конфликт указывает и кампания против Мерабишвили, развернутая не так давно в социальных сетях. Ее начал бывший начальник департамента конституционной безопасности МВД Давид Ахалая, который в своем письме в сети Facebook обвинил Мерабишвили в поражении ЕНД на парламентских выборах.

Читайте подробнее: Саакашвили проиграл из-за Мерабишвили?

Подозрения относительно конфликта между Мерабишвили и Саакашвили еще больше упрочила анонсированная ЕНД акция в поддержку европейского курса Грузии. Было заранее известно, что президент участия не примет в ней участие. Гвоздем программы, как ожидалось, должен был стать Мерабишвили, и многие эксперты предсказывали, что он будет объявлен кандидатом на президентский пост от ЕНД. Но Михаил Саакашвили не выдержал и явился на акцию, взошел на трибуну и в привычной ему манере обратился к собравшимся с речью. Мерабишвили спрыгнул с трибуны и ушел, что не осталось незамеченным для присутствовавших.

"Реакция Михаила Саакашвили на арест Мерабишвили была вполне ожидаемой. В принципе, он сказал то, что и должен был сказать президент. Он понял, что его резкое критическое реагирование на все происходящие в стране события перестало действовать на общественность и решил избрать более сбалансированный путь, сменить стиль общения с публикой на менее агрессивный", - заявил в комментарии GeorgiaTimes грузинский независимый эксперт Заал Анджапаридзе.

В то же время он не исключает, что такая перемена в стиле президента может быть связана с внутрипартийной конкуренцией. "Возможно, что он (Саакашвили) видит в Мерабишвили конкурента, так как в самом "Национальном движении" уже начались внутрипартийные распри, борьба за передел сфер влияния. Это тоже могло сыграть свою роль, но я все же думаю, что более мягкая реакция Саакашвили объясняется тем, что он решил не раздражать публику", - заявил Анджапаридзе. Он подчеркнул, что такая перемена заметна только очень наблюдательным и посвященным в политическую жизнь людям. А для большинства граждан лидеры "Единого национального движения" продолжают демонстрировать внешнее единство.

Заал Анджапаридзе не исключает и того, что разлад в рядах "Единого национального движения" в будущем станет более явным. Возможно, вскоре от этой единой, на первый взгляд, партии отколется определенная часть, которая попытается построить новую политическую организацию.

По мнению президента Клуба независимых экспертов Сосо Цискаришвили, реакция Михаила Саакашвили на аресты Мерабишвили и Чиаберашвили была более мягкой, чем следовало ожидать, но она вполне объяснима. "Он был более мягок в оценках, так как знал, какой может быть реакция населения. Тем не менее он старается распространять информации "о происходящем в стране" на Запад. А здесь, в Грузии, Михаил Саакашвили все еще находится в режиме предвыборной кампании и своими заявлениями пытается завоевать всех, кто пока еще колеблется", - констатировал Сосо Цискаришвили в интервью GeorgiaTimes.

По его словам, в последние дни грузинское общество впервые стало свидетелем еще одного неожиданного события - совпадения взглядов и оценок Михаила Саакашвили и католикоса-патриарха Илии Второго относительно акции сексуальных меньшинств, состоявшейся 17 мая. "Оба одновременно подвергли критике организаторов этой акции за то, что она была назначена на следующий день после объявленного в Грузии дня траура в связи с гибелью троих грузинских военнослужащих в Афганистане. И такой оценки Михаилу Саакашвили не простили многие его соратники, в том числе супруга секретаря Совета безопасности Георгия Бокерии, которая нелестно выразилась о Саакашвили в связи с этим заявлением. Все это наводит на мысль о том, что в недрах "Национального движения" имеются серьезные разногласия, и определенная группа "националов", не желая находиться в рядах партии, ассоциирующейся с грехами Саакашвили и Мерабишвили, стремится обособиться от лидеров и начать самостоятельную политическую деятельность", - рассуждает эксперт.

Ирина Инашвили