В ладу с собой

Отторжение или подножка «Верхнему Ларсу»?

При приближении весны квелиери (масленица) с блинами и хачапури, а грузинская оппозиция - с ультиматумами. К чему бы это?

Накануне лейбористы Грузии потребовали отставки президента во избежание потери новых территорий. Как заявил лидер партии Шалва Нателашвили, пограничники уже уступили несколько километров на Мамисонском перевале, а теперь хотят России отдать земли на востоке от Южной Осетии вдоль северной границы Грузии. И все - из-за слабого и враждебного Москве руководства.

Нателашвили в очередной раз попенял Михаилу Саакашвили за то, что он не покинул пост в августе 2008 года, так как тогда Грузия смогла бы избежать потери Абхазии и Южной Осетии.

Сложно говорить, что «было бы - если бы», когда вся история развития отношений между грузинами и двумя обретшими независимость народами вела к Сухум и Цхинвал к независимости.

Еще во времена установления советской власти абхазы и осетины воевали и поднимали восстания, чтобы освободиться от подчинения Тбилиси. Только жесткая рука коммунистов предала свободолюбивые мечты этих народов забвению. И вверила Абхазию и Южную Осетию в ведение Грузинской ССР.

Так как во главе строящей социализм державы стоял не нейтральный человек, а уроженец Грузии, он позаботился о том, чтобы грузины в Сухуме и Цхинвале чувствовали себя как можно уютнее. Им легче доставались руководящие посты, грузинский язык стал преобладать как в делопроизводстве, так и в образовании. Дошло до полного закрытия абхазских школ. Лишь со смертью Иосифа Сталина - Джугашвили медленно пошел обратный процесс - «дегрузинизация» регионов.

Но в период распада СССР в Грузии снова возобладали националистические настроения, которые с одной стороны привели к многочисленным нарушениям прав национальных меньшинств, с другой - не позволили дать «вольную» Абхазии и Южной Осетии, которые в рамках прав автономий хотели выйти из Грузинской ССР и стать отдельными субъектами Союза.

Между тем в самой Грузии наступили тяжелые времена. Командой Эдуарда Шеварнадзе был свергнут первый президент независимой Грузии Звиад Гамсахурдия, прославившийся лозунгом «Грузия для грузин». За время правления «хитрого лиса» Тбилиси еще больше растерял доверие абхазов и осетин, пытаясь решить проблему сепаратизма военным путем. Сменивший Шеварнадзе Михаил Саакашвили также не преуспел на поприще переговоров и, потеряв терпение, решился разрубить «гордиев узел» атакой Цхинвала.

Безусловно, большую роль в победе осетин и абхазов сыграла Россия, которая не видела оснований поддерживать враждебное правительство Саакашвили, но как миротворец гарантировала безопасность на границах Абхазии и Южной Осетии. В этом свете раскаяние грузинского правительства в содеянном, смена милитаристского и антироссийского курса действительно могли бы изменить ситуацию.

Но насколько все эти умозаключения соотносятся с новыми обвинениям лейбористов?

Во-первых, сторонники Нателашвили переживают за Казбегский район, центром которого является Степанцминда(Казбеги). По сведениям лейбористов, южноосетинские власти намерены построить дорогу Цхинвал - Ахалгор (Ленингор) - Ксанское ущелье - Млета - Степанцминда, что отсечет от Грузии Трусовское ущелье, на которое в прошлом году уже претендовал южноосетинский лидер Эдуард Кокойты.

Еще восточнее, вдоль границ регионов Мцхета-Мтианети и Кахети опасения лейбористов вызывают уже построенные на Северном Кавказе автомобильные магистрали. Из Дагестана дорога приблизилась к кахетинскому Кварельскому району, а из Чечни - к мтианетскому Шатильскому ущелью.

Более того, по данным лейбористов, около 300 чеченских семей заселились в заброшенное грузинское село в Аргунском ущелье.

Еще немного, у Грузии будет оторвана еще одна полоска земли, полагают в партии Нателашвили.

Все эти обвинения МВД Грузии в лице начальника информационно-аналитического департамента Шоты Утиашвили уже назвало глупостью, которая «никоим образом не соответствует реальности». В интервью РИА Новости чиновник ведомства отметил, что не располагает информацией о переселении чеченцев в заброшенное село.

Кстати, летом прошлого года пограничники опровергли и информацию об уступке двадцатикилометровой полосы в горах у Мамисонского перевала. История кончилась тем, что грузинские посты вернулись на прежние позиции, и был восстановлен взорванный Николаевский мост на пограничной реке Чанчахи (притоке Риони).

А месяцем позже случился казус с грузинским селом Квеши, среди которого неизвестные военные (предположительно, российские) вбили пограничный столб, отрезав два дома. Грузинский МИД тут же обвинил Россию с Южной Осетией в присвоении лишних километров. Впрочем, к приезду европейских наблюдателей метка была снята, и назревавший конфликт был исчерпан.

Что касается Казбегского района, то этот регион Грузии стал особенно проблематичным после закрытия КПП «Верхний Ларс» на российско-грузинской границе. Географически в Степанцминду проще попасть из Северной Осетии, чем из Тбилиси. Кроме того, там на протяжении многих веков, как верно отметил Кокойты, живут и осетинские семьи, тяготеющие к своим сородичам. После того, как они оказались в положении, близком к экономической блокаде, там возникло общественное движение «Дарьял». Летом минувшего года оно попросило Цхинвал предоставить жителям 33 сел южноосетинское, а затем российское гражданство и/или присоединить их к Северной Осетии.

Претензии Кокойты всполошили грузинский МИД. Однако осенью минувшего года Грузия при посредничестве Армении дала принципиальное согласие на открытие «Верхнего Ларса» и транзитного российско-армянского коридора на своей территории.

Закрывала КПП на реконструкцию в свое время Россия. А сейчас Кремль особенно обеспокоен изоляцией своего стратегического партнера Еревана, от безысходности уже обратившего свои взоры на Анкару. Так что все стороны договорились распечатать пропускной пункт уже в марте.

Надо сказать, это соглашение вызвало бурные протесты в парламентской оппозиции. Христиан-демократы, к примеру, переживали за безопасность страны, если через пропускной пункт в нее будут просачиваться агенты и диверсанты. Несколько жителей Казбегского района также высказывали беспокойство.

Но, как заявил в интервью GeorgiaTimes независимый депутат парламента, лидер «Картули Даси» Джонди Багатуриа, проблема безопасности - это вопрос качества работы пограничников, а диверсанты скорее воспользуются горными тропами, чем контролируемой дорогой. К тому же власти уже обещали выделить средства на поддержку и развитие экономики Казбегского района параллельно с открытием транзитного коридора по нему.

Официальный Тбилиси вопреки критике заняло по КПП притнципиальную позицию. Возможно, сказалось влияние США. Не случайно в последний день пребывания в статусе посла в Грузии американец Джон Теффт открыл грузинскую сторону перехода - пропускной пункт «Казбеги», реставрированный на американские деньги.

То, что в феврале в грузинской оппозиции снова зазвучали предупреждения по Казбегскогому району, выглядит как попытка помешать запуску КПП «Верхний Ларс» в марте. Возможно, именно в этом и была задача лейбористов.