В ладу с собой

Дела мирские и мэрские

2875.jpegОппозиция, сменила тактику и место действий. На этот раз мишенью стала мэрия. Здесь, в центре Тбилиси, сторонники оппозиции 28 мая в течение нескольких часов проводили акцию протеста. Апофеозом действа стало забрасывание яйцами стеклянного фасада здания городской администрации. Патриархия дала разъяснения, что 26 мая не приняла ничью сторону, а попыталась разрядить обстановку.

К зданию городского правительства направились силы непримиримой оппозиции во главе со своими руководителями. «Это здание станет новой мишенью наших акций протеста», - цитируют грузинские СМИ митинговавших - Это здание стало гнездом режима Саакашвили». По мнению одного из сопредседателей «Альянса за Грузию», Давида Гамкрелидзе, мэр Тбилиси Гиги Угулава является «исполнителем грязных дел руководства», сообщает GHN. Гамкрелидзе назвал также Угулава «самым большим фальсификатором президентских выборов 5 января» и «самым большим провокатором».

Эти, и не только эти соображения сподвигли оппозицию переместиться к мэрии от здания парламента. Ведь после 9 апреля, когда начались антиправительственные митинги и акции протеста, парламентские заседания проводятся не в здании высшего законодательного органа, а в регионах. 28 мая правительство Грузии очередное выездное заседание провело в Озургети, в регионе Западной Грузии.

Пикетирование же мэрии, как объяснили сами оппозиционеры, стало их ответом мэру столицы Гиги Угулава на его появление 26 мая в Соборе святой Троицы. Как считают протестующие, Угулава встретился в церкви с главой грузинской православной церкви и оказал давление на Патриарха, что сказалось на содержании заявления Католикоса. В оппозиции уверены: если бы Патриарх искренне выразил свое мнение и поддержал народ, то Михаил Саакашвили был бы вынужден либо уйти, либо открыто его ослушаться. И то, и другое означало бы крах Саакашвили.

Однако Илия Второй призвал оппонентов выслушивать друг друга, отказаться от категоричности и гордыни. Он также отметил, что сложившаяся в Грузии практика смены президентов ничего хорошего стране не принесла. Эти слова духовного отца нации поставили лидеров оппозиции в сложное положение - им пришлось оправдываться перед своими сторонниками. Георгий Гачечиладзе даже заявил, что «Патриарх взят в заложники Михаилом Саакашвили и его бандой. Он обещал сделать другое заявление во время проповеди. Но сказал совершенно не то».

На митинге у мэрии лидер партии «Путь Грузии» Саломе Зурабишвили заявила, что появление мэра Гиги Угулава в храме Троицы было попыткой спровоцировать народ. По ее словам, 26 мая провокаторы находились также и на митинге перед зданием парламента, где напряженность среди митингующих достигла границ бесконтрольности. Лидер Консервативной партии Звиад Дзидзигури, как сообщает Civil.ge, сказал, что оппозиция планирует и в дальнейшем проводить аналогичные «точечные акции», а также перманентное пикетирование «стратегических объектов».

Что готовит грядущий день, пока никому неизвестно. Ведь если оппозиционеры выполнят свое обещание и начнут блокаду стратегических объектов, власти могут выполнить свое обещание - наказать их по закону. Илия Второй вновь намерен предотвратить открытое столкновение. Грузинская Патриархия, призвала власти страны сделать все необходимое, чтобы разрядить взрывоопасную обстановку.

Прозвучали и пояснения относительно литургии Илии Второго 26 мая. Руководство интерпретировало обращение Патриарха как выступление в свою поддержку. Оппозиционеры, как уже говорилось, не скрывали разочарования. Патриархия прояснила ситуацию. Как говорится в ее заявление, 26 мая было известно, что власти не собирались идти на компромисс, а в случае резких действий со стороны митингующих, были готовы к столкновению и кровопролитию, передает GHN. «Мы считаем, что для того чтобы разрядить обстановку в стране власти должны прибегнуть к необходимым шагам будь то внеочередные выборы, переговоры или другое», - говорится в заявлении Патриархии.

При этом Патриархии пришлось искать и слова оправдания: «26 мая проповедь, сказанная в Кафедральном соборе Святой Троицы Главой грузинской церкви, Католикосом-Патриархом Всея Грузии Илией Вторым вызвала неоднозначную реакцию, поскольку ее суть была воспринята как позиция в поддержку исключительно властей Грузии. Церковь является объединяющей силой нации и она призывала к миру. Заявление два дня назад было сделано с целью разрядки ситуации».

Означает ли заявление патриархии косвенную поддержку оппозиции? Грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе расценивает заявление, которое распространила Патриархия, как попытку объяснить осторожное заявление Илии Второго. При этом политолог, как отмечает GHN, исключает, что на Патрираха было оказано какое-либо давление.

«Я не могу сказать, что в заявление было что-то такое, что может вызвать удивление. В заявлении говорится, что предыдущее заявление Патриарха было сделано с учетом ситуации, которая существует в стране, и с целью разряжения обстановки, так как существовала информация о возможном столкновении. Патриарх сказал: ведите переговоры и договаривайтесь. Я думаю, что Патриарх сказал бы то же в любой ситуации. Просто Патриархия попыталась объяснить ту осторожную позицию, которая была высказана в проповеди», - отметил Сакварелидзе.

Какие бы ни звучали комментарии и предположения, увы, не остается  сомнений, что грузинские политики будут интерпретировать заявление Патриархии каждый по-своему. Ведь мало у кого остается сомнений, что в схватке за власть - все средства хороши.