Мужчина и женщина

Наркотики и оружие у МВД Грузии наготове

Гражданин России Мераб Ратишвили сидит в грузинской тюрьме с октября 2007 года. Обстоятельства его задержания тривиальны. Квартиру и офис Ратишвили, параллельно занимавшего должность главы Национальной ассоциации гольфа Грузии, обыскали с нарушением юридических норм, без свидетелей и адвоката. Изъяли деньги и компьютеры, не занеся их в протокол. Нашли-де наркотики в кармане пиджака. Дело завели по статье 260 Уголовного кодекса Грузии: незаконное изготовление, приобретение, хранение, реализация наркотических веществ.

Эти обвинения, по словам самого Ратишвили, не имеют никакого отношения к причинам, по которым он попал за решётку. Как заявил он уже после ареста российскому изданию «Московский комсомолец», во время следствия у него даже не интересовались, когда, у кого и почём он купил наркотики. «У них была одна главная цель - получить от меня признание в том, что я был проводником интересов российских спецслужб для оказания влияния на оппозиционных лидеров. Им требовалось обличить их в том, что они агенты российских спецслужб и их целью является свержение сегодняшней власти и приостановление процесса развития страны», - рассказал Ратишвили. Как писали грузинские СМИ, он был должен «очернить» Георгия Хаиндрава и лидера движения «Мы сами» Паату Давитая.

Мераб Ратишвили от предложенного «сотрудничества» с правоохранительными органами отказался. Суд приговорил его к девяти годам лишения свободы.

Почему именно на него выпал жребий при проведении политических репрессий накануне знаменательного разгона демонстрации оппозиции 7 ноября 2007 года? Во-первых, Мераб Ратишвили финансировал одну из политических партий - «Мы Сами», на тот момент входившую в состав оппозиционной коалиции. Во-вторых, у главы Национальной ассоциации гольфа было двойное гражданство, и он, как никто другой, подходил для дискредитации оппозиции, которую власти желали представить, как спонсируемую Россией.

В 2008 году народный защитник страны Созар Субари объявил Мераба Ратишвили политическим заключенным. Его имя внесено и в список политзаключённых, обнародованный недавно консерваторами Грузии. Как заявил один из лидеров партии Каха Кукава, за политические воззрения сидят как минимум 25 человек. Среди них бывший директор телекомпании «202» Шалва Рамишвили, сестра бывшего губернатора Нора Квициани, депутат Сакребуло (собрания депутатов) города Зугдиди от оппозиционной Консервативной партии Джонни Джикия, бывший председатель Сакребуло Гори Марлен Надирадзе, активист оппозиционной неправительственной организации «Институт Равноправия» Илья Цурцумия, бывший заместитель министра обороны Реваз Клдиашвили, активист оппозиционной Лейбористской партии Арчил Бенидзе, консерватор из Зугдиди Демур Антия.

Если кого-то из оппонентов Михаила Саакашвили и нет в этом списке, то это только благодаря тому, что они вовремя скрылись от преследования за рубежом. Но если ноги они унесли, то имущество продать не успели. Поэтому в Грузии до сих пор кипят страсти вокруг собственности покойного олигарха Бадри Патаркацишвили, распродаются активы эмигрировавшего в Россию Гочи Дзасохова, оспариваются в суде права на компанию опального Кибара Халваши.

Оставшиеся сидят за решёткой. Надежды на правосудие в родной стране у них нет. И даже при проведении амнистии власти в первую очередь выпускают уголовников или же «своих» людей, вроде убийц Сандро Гиргвлиани. Но только не тех, кто и до заключения выступал против режима Михаила Саакашвили, а теперь ещё больше озлобился, побывав в нечеловеческих условиях грузинских тюрем.

Поэтому осуждённым в Грузии остаётся лишь один путь - отстаивать права на человеческое отношение со стороны государственной машины в Европейском суде по правам человека в Страсбурге. Хотя если все «доказательства» возбуждённых против них уголовных дел сфальсифицированы достаточно хорошо, то надеяться на отмену приговора не приходится. Так Шалва Рамишвили смог добиться в Европе лишь компенсации за нечеловеческое обращение в тюрьме, но не доказал свою невиновность.

Тем не менее, неправительственная организация «42-я статья конституции» на минувшей неделе внесла в Европейский суд иск к Грузии по делу Мараба Ратишвили. Правозащитники заявляют, что государство нарушило несколько статей европейской конвенции: третью (запрет на пытки), шестую (право на справедливый суд), десятую (свободу выражения мнений) и тринадцатую (право на эффективные средства защиты). «Во-первых, при задержании ему было нанесено физическое оскорбление, а также, как позже выяснилось, введено наркотическое вещество, которое также было подброшено ему. Это и стало основанием для обвинения», - пояснила журналистам координатор НПО Манана Кобахидзе.

Может быть, Ратишвили повезёт, и ему удастся отстоять свои права. Но проблему политических репрессий в Грузии это вряд ли решит. За последние сутки стало известно о новых арестах в среде оппозиции. Задержан сотрудник центрального аппарата партии Бурджанадзе «Демократическое движение - Единая Грузия» Гоча Циклаури. Его обвиняют в незаконном приобретении, хранении и ношении огнестрельного оружия. А в Гори за сопротивление полиции был задержан бывший соратник Ираклия Окруашвили, член «Движения за единую Грузию» Леван Терашвили, навещавший друга в больнице.

Пока в стране остаётся у власти режим неуверенного в себе правителя, запугивающего народ регулярными репрессиями, ходатайства в европейские суды вряд ли прекратятся. «В нашей стране никто не защищен. Если народ Грузии не проявит свою волю, то число узников будет только возрастать. Наркотики и оружие у них уже наготове, ждите», - говорил ещё полтора года назад Ратишвили. И он оказался прав.