А ведь в его обязанности помимо надзора за исполнением наказания входит содействие демократическим реформам и поиски общего языка с оппозицией. Правда, с момента назначения Шашкина на две должности одновременно - «главного надзирателя» и главного «демократизатора» - оппозиция недоумевала от такого симбиоза. А в беседе с корреспондентом «Известий» один грузинский политолог даже пошутил: «Всех посадят и будут с ними разговаривать. В тюрьмах. Устроят дискуссии в прямом эфире, ток-шоу, кофе будут давать». До этого, слава Богу, дело еще не дошло. Но ожидания оправдались - скандал грянул.
На днях оппозиция обнаружила, что в соответствии с указом президента Саакашвили о помиловании от 24 ноября 2008 года, убийцам молодого банковского служащего Сандро Гиргвлиани наполовину сократили наказание, и они со дня на день могут выйти на свободу.
Дело в том, что убийство Сандро Гиргвлиани вызвало в 2006 году в Грузии громкий политический скандал. На скамье подсудимых тогда оказалось несколько офицеров МВД. Однако правозащитники и родственники убитого заказчиками называли высокопоставленных чиновников ведомства. Убийство накалило политическую обстановку в стране. Оппозиция потребовала отставки министра внутренних дел Вано Мерабишвили, а омбудсмен Грузии Созар Субари и неправительственные организации выступили с острой критикой властей.
Сейчас выясняется, что это дело не только не доследуется, как того требует оппозиция. А напротив, оказавшиеся за решеткой пользуются особым расположением властей. «Было много пересудов по поводу того, что лица, осужденные за убийство Гиргвлиани, не отбывают наказание и находятся в хороших условиях. Их видели даже за пределами тюрьмы. Позже распространилась информация, что их коснулось помилование. Мы перепроверили этот факт и получили официальное подтверждение, - цитирует ВЗГЛЯД одного из лидеров «Альянса за Грузию» Пикрию Чихрадзе. - У меня такой вопрос: под каким предлогом их освобождают? За хорошее поведение или потому, что власть считает убийство Гиргвлиани легким преступлением?».
Шашкин реагирует на все это спокойно: «У осужденных были военные звания, на этом основании их внесли в список из 45 человек. Список был составлен по итогам консультаций парламентской оппозиции и власти. Оппозиция об этом знала. Почему такой шум поднялся сейчас?..».
Это заявление возмутило даже парламентскую оппозицию, которая не торопится ссориться с правящим «Национальным движением». Так вице-спикер парламента, член «Христианско-демократической партии» Леван Вепхвадзе, заявил, что фамилии помилованных с оппозицией не согласовывались. «Рассматривались только статьи, подлежащие амнистии. Шашкин на той встрече не присутствовал», - цитирует его Day.az.
Член парламентского меньшинства Георгий Цагареишвили громогласно обвиняет министра по исполнению наказаний в дезинформации общественности. На хлесткие выражения, Цагареишвили как всегда не скупится. Так, по его словам, заявление о том, что это решение было согласовано с оппозицией, - грязная ложь, в «которой замешан не только Шашкин, но и вся машина власти».
В знак протеста оппозиция выходит из состава комиссии по помилованию
Нужно отметить, что дело об убийстве Сандро Гиргвлиани для грузинской общественности остается одним из самых значительных «промахов» нынешнего руководства. Так, в конце прошлого года еженедельник «Квирис палитра» («Палитра недели») провел опрос на тему: в чем самая большая ошибка и что является самым крупным поражением «революционных» властей за пятилетний период. Дело об убийстве Гиргвлиани вошло в десятку таких «ошибок», которые стали для властей большой проблемой.
На первом месте, конечно, - августовская война. На втором месте в реестре ошибок и поражений Саакашвили и его команды - потеря территорий Грузии, на третьем - разгон акции протеста оппозиции от 7 ноября 2007 года. Дальше - безработица, экономическая нестабильность. Дело Гиргвлиани замыкает этот список.
Между тем, экс-министр иностранных дел Грузии Георгий Хоштария сказал тогда газете ВЗГЛЯД следующее: «А вот для меня убийство Гиргвлиани - на первом месте. После этого появился в обществе синдром незащищенности, безнаказанности для преступников».
Поэтому разразившийся скандал с министром пробации не случаен. Скорее закономерен. Остается только вопрос: обретет ли грузинское общество утраченное спокойствие и чувство защищенности?
Ирина Пташковская
Фото Интерпрессньюс