В годы Великой Отечественной войны писатель Илья Эренбург, сменивший сочинение романов на создание агитационных материалов, призывал: «Убей немца!». Для него и многих других в то время вся немецкая нация ассоциировалась с гитлеровскими нацистами. Время поправило писателя. Хотя и сегодня, кое-кто заводит старые песни и фашизме. Грузинский президент использует это слово в сочетании с прилагательным «русский». Грузии угрожает русский фашизм, - не перестает повторять Саакашвили в каждом интервью зарубежным и отечественным СМИ. Между прочим, страну, где родился фашизм и его главного идеолога Бенито Муссолини никто и нигде давно не упоминает.
Фашизм прочно вошел в сознание масс в увязке с Гитлером и его идеологами расового превосходства немецкой нации, презрительно относившейся к своим итальянским союзникам, среди которых далеко не все были фашистами-чернорубашечниками. Этот экскурс в историю необходим нам, чтобы понять, как опасно ассоциировать преступную идеологию вождей с народной массой. К сожалению, сегодня мы опять сталкиваемся со старыми пропагандистскими клише, о чем свидетельствует несколько последних публикаций в СМИ.
Так в солидном немецком еженедельнике Stern появляется шокирующая история 25-летнего грузинского танкиста Безо, который попал в плен к осетинам и выжил только потому, что его хотели обменять на пленников, попавших к грузинам. Журнал просто смакует издевательства, которым несчастный Безо подвергся со стороны озверевших осетин. Возможно, так оно и было. Однако когда грузинские танки год назад в упор расстреливали автомобильные колонны с осетинскими беженцами, когда «миротворцы» делегированные режимом Саакашвили в Южную Осетию в соответствии с международными соглашениями вероломно обрушили шквал огня по казармам свих коллег - российских миротворцев в Цхинвале, Запад предпочитал давать трагическим событиям иную трактовку.
«Совсем не случайно западные каналы стали передавать кадры из Цхинвала только после того, как 58-я армия вступила в Южную Осетию; пока на город падали грузинские снаряды, западный телезритель о войне ничего не знал. Зато днем позже картинку с расстреливающими все на своем пути грузинскими танками испанское телевидение без зазрения совести прокомментировало как «уничтожение столицы Южной Осетии российскими войсками», отметил писатель Кирилл Бенедиктов в статье «Грани войны».
Сегодня для расстановки акцентов в трактовке карательного похода грузинской армии против отколовшейся автономии западные журналисты предпочитают иные подходы. Кто такой танкист Безо? Солдат-контрактник. Своим рассказом он должен вызвать у немецкого читателя одновременно жалость и антипатию к кровожадным осетинам. Не станем придираться к деталям в рассказе грузинского танкиста Безо, хотя там во многом концы с концами не сходятся. Странно, что человек, переживший такие ужасы, продолжает служить по контракту в грузинской армии. А если завтра верховный главнокомандующий снова бросит его на Цхинвал для восстановления территориальной целостности Грузии? Перспектива снова оказаться в осетинском плену вряд ли импонирует танкисту Безо.
Сейчас Михаил Саакашвили и его пропагандисты готовят население Грузии к запланированной на сентябрь публикации отчета комиссии Европейского союза о причинах пятидневной войны между Грузией и Россией, произошедшей в августе 2008 года. После того, как в июне немецкий журнал Spiegel сообщил о предварительных внутренних результатах работы комиссии ЕС по расследованию причин войны, проправительственная еженедельная газета Georgia Today объяснила неудобные для читателей газеты выводы отчета, заявив, что Spiegel получил свою информацию у российской разведки. Кроме того, газета сделала откровенно ложное заявление о том, что немецкий журнал принадлежит дочерней компании российской энергетической компании «Газпром» - и таким образом является «рупором Путина».
Что ж, этот пропагандистский шаг вполне в духе главного гитлеровского идеолога доктора Йозефа Геббельса. Поэтому стенания господина Саакашвили о злодеяниях «русского фашизма» оставим на его совести. Которой, кстати, по утверждению Нино Бурджанадзе, бывшей соратницы грузинского президента, у него нет.
Фото АР