рабочего визита Сергея Лаврова, открывает новый этап на пути к сближению наших народов». Так комментируют это событие в Сухуме.
Хотя в последние годы некоторые жители Абхазии, имеющие российское гражданство могли свободно посещать Россию, россиянам, вновь открывающим для себя абхазские курорты, приходилось сталкиваться с некоторыми, пусть и несущественными, но формальностями.
Сейчас жители обеих стран могут беспрепятственно находиться на территории друг друга сроком до 90 дней. Фактически поездка в Абхазию становится столь же упрощенной, что и посещение россиянами Белоруссии и Украины.
В Тбилиси этот дипломатический шаг был встречен в штыки. Министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе заявил о том, что любые соглашения, подписанные Лавровым в Сухуме, не будут иметь юридической силы. «Лавров и сидящие в Сухуми преступники могут подписывать, что им вздумается», - передает слова Вашадзе грузинский телеканал «Рустави 2».
Понять нервозность главы грузинского внешнеполитического ведомства, резко обругавшего «Лаврова и сидящих в Сухуме преступников», очень даже можно. Грузия в течение многих лет так и не стала ни политически, ни экономически привлекательной для жителей Абхазии, которые навсегда поставили точку в вопросе «с кем им быть?». А вот упрощение визового режима на границе России и Абхазии вполне может сказаться на предпочтениях населения по другую сторону Ингури.
В Тбилиси могут сколько угодно считать, что для Москвы «чуждо соблюдение общепринятых правил международных отношений», а подписанный в ходе визита договор о безвизовом сообщении расценивать как попытку придания этому визиту «оттенка межгосударственных отношений», но факт остается фактом: жители Абхазии могут теперь беспрепятственно посещать Россию.
Получение абхазского паспорта становится заманчивой перспективой и для грузин Гальского района, которые, по сообщениям грузинских СМИ, не хотят менять документы.
В распространенном МИД Грузии заявлении в связи визитом министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Сухум, формулировки выдержаны в более корректных тонах, однако и здесь наблюдается явное передергивание фактов. Например, о том, что в докладе международной комиссии по изучению прошлогоднего конфликта содержится указание на то, что признание Абхазии и Южной Осетии «противоречит нормам и принципам международного права».
Глава российского МИД придерживается иной точки зрения. Комментируя в Сухуме доклад международной комиссии во главе с Хайди Тальявини по расследованию обстоятельств конфликта в августе 2008 года, Лавров подчеркнул: «Это объективный доклад, который фиксирует то, что давно всем было известно: войну развязал режим Саакашвили». Документ также говорит о том, что Россия отвечала в полном соответствии с международным правом и уставом ООН.
Однако в грузинском МИДе считают, что «первое лицо внешнеполитического ведомства России еще раз подтвердило, что Россия не собирается проявлять уважение к общепризнанными нормам и принципам международного права и своим международным обязательствам».
После того как «миссия правды», так назвали международную комиссию по расследованию обстоятельств конфликта в августе 2008 года признала режим Саакашвили виновным в развязывании августовской войны, дипломатическая риторика Тбилиси сводится в основном к юридическим аспектам признания Россией независимости двух бывших грузинских автономий.
На пресс-коференции в Сухуме Сергей Лавров заявил, что Россия неоднократно предлагала Грузии подписать Соглашение о неприменении силы задолго до августовского кризиса 2008 года в Закавказье. Однако грузинская сторона тут же выдвинула около десятка предварительных условий. «Сначала они (руководство Грузии) требовали убрать российских миротворцев, затем сменить руководство Южной Осетии (Эдуарда Кокойты) на Санакоева и прочее. Было понятно, что они этим заниматься не хотят, а мы пытались их образумить», - сказал Лавров. После приезда 10 июля в Тбилиси госсекретаря США Кондолизы Райс контакты с грузинским руководством прекратились.
Таким образом, хотя разрешить проблему самопровозглашенных Абхазии и Осетии можно было долгим путем переговоров и взаимных уступок, Саакашвили предпочел силовое решение вопроса.
Что из этого получилось, хорошо всем известно. Недавно президент Абхазии Сергей Багапш заявил: «Абхазия больше никогда не будет в составе Грузии. К этому вопросу мы даже больше не будем возвращаться. Мы будем строить свое независимое государство, выстраивать самые хорошие отношения в первую очередь с Российской Федерацией. Мы для себя все эти вопросы давно решили».
Что же до юридического признания Абхазии, то процесс этот необратим. Весь вопрос во времени.