Телекомпания «Имеди» («Надежда») в ноябре 2007 года была в авангарде протестного движения Грузии. Она подробно освещала многочисленные акции оппозиции, требовавшей отмены поправок в Конституцию, которые продлевали время работы парламента. Поскольку Михаил Саакашвили отказался уступать, то среди требований появилась и отставка президента.
Свобода слова дорого обошлась телеканалу и его владельцу - миллиардеру Бадри Патаркацишвили, погибшему при странных обстоятельствах через некоторое время после печально известных событий.
7 ноября 2007 года в Тбилиси были разогнаны митинги оппозиции с применением слезоточивого газа, резиновых пуль и водометов. Спецназ ворвался в офис транслировавшей эти безобразия телекомпании «Имеди» и устроил в ней погром.
В то время компания управлялась холдингом Руперта Мердока News Corporation. Магнат рассказал Associated Press, что на телеканале соблюдался нейтралитет: «Мы специально отслеживали каждый выпуск новостей, чтобы убедиться в его объективности, честности и непредвзятости... но, очевидно, власти не обратили на это внимания. Мы приглашали их в эфир, чтобы они выражали свою позицию. Вместо этого явились две сотни головорезов, крушили офис и нападали на людей».
На две недели в стране было объявлено чрезвычайное положение. «Имеди» исчезла из эфира и появилась лишь через несколько месяцев, до неузнаваемости лояльная.
Саакашвили попытался отыграть провал своей карьеры назад, подал в отставку и назначил досрочные президентские выборы. На них он, как ни странно, снова победил. Оппозиция заявила о фальсификации результатов выборов.
Но президент остался у руля и натворил еще немало бед, в частности, устроил канонаду над Цхинвалом, из-за чего Грузия окончательно лишилась двух своих бывших автономий - Южной Осетии и Абхазии.
С требованием расследовать события 7 ноября не раз выступал бывший народный защитник Грузии Созар Субари. Однако единственной реакцией Генпрокуратуры стало дело о государственном перевороте, который якобы собирался совершить в те дни Бадри Патаркацишвили. Оно было закрыто после смерти подозреваемого.
Всего в результате разгона митинга пострадали около 600 человек. В суд обратились лишь пятеро. В их числе - и журналисты телекомпании «Имеди» Вахтанг Инасаридзе, Никола Дибишвили и Георгий Цедоришвили, которые, утратив надежду получить справедливую компенсацию в своей стране, решили обратиться в Европейский суд по правам человека.
Как пояснила их адвокат, председатель организации «Приоритет прав человека» Лия Мухашаврия, документы уже дошли до Страсбурга, когда европейские юристы потребовали приложить объяснения прокуратуры, почему журналистов не признали потерпевшими по делу о разгоне демонстрации, и так ли это.
«Мы будем запрашивать информацию, признаны ли журналисты потерпевшими. Также мы хотим узнать, к какому заключению пришло следствие в отношении потерпевших сотрудников «Имеди»«, - рассказала Мухашаврия о дальнейших действиях. Впрочем, она уверена, что эти запросы останутся без внимания.
Сами журналисты уже писали в прокуратуру, но на их заявления никто не ответил. «7 ноября многие из них были избиты, у них отбирали телефоны, ломали технику. Несколько месяцев они не могли полноценно заниматься своей работой. Журналисты пострадали как физически, так и материально», - отметила адвокат.
Мухашаврия добавила, что, скорее всего, будет направлен запрос и в правительство Грузии, и только после этого начнется рассмотрение дела.
Перспективы у обращения в Евросуд, безусловно, есть. Это одна из немногих европейских инстанций, которые непредвзято относится к грузинскому руководству. Тбилиси уже проиграл несколько дел по обращениям граждан Грузии.
Позорную страницу своего правления Саакашвили пытается вырвать с корнем из истории. Телекомпанию «Имеди» после смерти Патаркацишвили государство подмяло под себя, изменив политику редакции на прямо противоположную. А потом при помощи заявившего о своих правах двоюродного брата Патаркацишвили Джозефа Кея канал был передан арабским инвесторам из RAK Georgia Holding.
В июне в компании сменили генерального директора. Возглавил «Имеди» бывший министр экономического развития Грузии Георгий Арвеладзе. Он хочет сменить название и логотип телеканала.
В сентябре Арвеладзе начал увольнять сотрудников. В их числе - Теа Туашвили, Нино Мамаладзе, Тико Пеикришвили, Нино Квирикашвили, а также часть операторов, технического персонала и творческая группа передачи «Имедис дила».
Георгий Арвеладзе считает, что «настало время заменить старые кадры новыми лицами». По некоторым данным, всего планируется уволить из «Имеди» около 140 сотрудников.
Впрочем, самые принципиальные журналисты покинули телеканал еще весной. Диана Трапаидзе и Теа Сичинава таким образом выразили протест против необъективного освещения телеканалом происходящих в стране событий.
Зато осужденный когда-то по подозрению в вымогательстве денег у экс-депутата Кобы Бекаури бывший учредитель и владелец телекомпании «202» Шалва Рамишвили приглашен в качестве ведущего нового развлекательного шоу «Время истины», которое появилось в эфире «Имеди» с октября.
Телерупорами оппозиции остались лишь два канала - «Кавкасия» и «Маэстро». Однако зона их вещания ограничивается столицей.
В сентябре молодежное движение «Почему?», ранее требовавшее вернуть Мтацминдский парк семье Патаркацишвили, объявило новую акцию - за возвращение «Имеди» законным владельцам. Однако успеха раздача буклетов не имела.
Больше, похоже, спасать некогда самую свободную и объективную телекомпанию некому...
Периодически на Западе осуждают президента Грузии за манипулирование СМИ. В июне Комитет защиты журналистов заявил, что «государственные компании «Рустави-2», «Мзе» и «Имеди ТВ» фактически не критикуют правительство Саакашвили».
Лишь в последнем отчете «Репортеров без границ» рейтинг Грузии по показателю свободы СМИ неожиданно поднялся. Местные журналисты удивились такой оценке. Впрочем, ее объяснили тем, что в этом году, в отличие от прошлого, в Грузии не было войны, и репортеры не гибли.