Мужчина и женщина

Тбилиси ставит крест на народной дипломатии

Российские ученые объявили о своем намерении посетить Грузию загодя. Как пояснил старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО Николай Силаев, поездка задумывалась с тем, чтобы наладить контакты с грузинскими коллегами, получить доступ к архивным документам, обмениваться информацией о своих странах.

«Раньше предпринимались какие-то попытки налаживать контакты в Грузии, но, как мне кажется, они были недостаточно эффективны, - отметил он. - Поездки разнообразных общественных деятелей, народная дипломатия, к сожалению, имеет свойство превращаться в произнесение тостов». Никакой политической составляющей, по словам Силаева, в этой поездке не было.

В том, что в Грузии гораздо проще получить визы россиянам, чем грузинам в России есть и плюсы, и минусы. Если уж грузину запрещают въезд в соседнюю страну, он об этом узнает еще дома. А вот россияне, как и все иностранцы, покупают визу уже на пограничных пунктах пропуска, в том числе в Тбилисском аэропорту. Отсюда и повторяющиеся уже не в первый раз казусы, года россиян фактически депортируют.

Так было с журналистами ведущим Первого канала, членом Общественной палаты России Максимом Шевченко и главным редактором газеты «Известия» Владимиром Мамонтовым в сентябре, потом с организаторами историко-литературной премии имени Александра Невского Мариной Гусевой и Александра Великогоненко в ноябре.

И вот в начале декабря - опять депортация из Тбилиси в Ереван нескольких российских экспертов. Двое из них были не допущены таможенниками, остальные отказались от визита в знак солидарности.

«Ехали мы вполне с мирной гуманитарной целью - участвовать в заседании экспертного совета по вопросам отношений России и Грузии. Это было совершенно неожиданно. Люди с грузинской стороны, которые нас приглашали, тоже в недоумении от того, что произошло», - отметил глава российского государственного архива Сергей Мироненко.

По одним данным, именно он и попал под «подозрение» пограничников. По другим, таможенникам не понравилась личность ведущего научного сотрудника Института научной информации по общественным наукам РАН Алексея Миллера (может быть из-за фамилии, схожей с главой «Газпрома»?). Лишь заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений Владимир Баранников остался «чистым» от поклепов. Зато все источники согласованно называют среди «невъездных» самого Николая Силаева.

Того самого, что позволил себе недавно в статье «Двадцать лет расходящимся курсом» высказать свое видение проблемы грузино-российских отношений. Он осудил «игры Михаила Саакашвили. «Играть на противоречиях между Москвой и Вашингтоном, навязывать Западу идею «сдерживания» России и пытаться встроить собственную стратегию по возвращению Абхазии и Южной Осетии в контекст такого «сдерживания» - это очень опасный, если не сказать безответственный выбор, за который Саакашвили и поплатился».

В той же публикации Силаев отмечает, что было много и других факторов, которые мешали двум странам найти общий язык. В частности, «не существовало неофициальной, открытой и вместе с тем представительной площадки, на которой могли бы обсуждаться вопросы двусторонних отношений», считает эксперт.

Однако сейчас, когда он пытается восстановить контакты с грузинским ученым сообществом, официальный Тбилиси неожиданно вставил палки в колеса этой инициативе.

Чего испугались в Тбилиси? Услышать точку зрения на конфликт, отличную от официальной? И это в демократической стране, где, якобы, соблюдается свобода слова?

Или, быть может, причиной было простое желание насолить российским властям. Например, МИД России уже выразил сожаление по этому поводу. Как заявил заместитель министра иностранных Григорий Карасин, «гуманитарные контакты должны продолжаться, невзирая на те сложности, которые сейчас переживают отношения между Россией и Грузией».

Но сами грузинские политики высказывают иные версии запрета на въезд. Так госминистр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили считает, что пока на территориях Абхазии и Южной Осетии, которые Тбилиси относит в грузинским, находятся Вооруженные силы России, визит экспертов является нецелесообразным.

Его явно раздражает, что в Грузию зачастили визитеры из России. «Народная дипломатия пока никаких войск с территории Грузии не выводила», - подчеркивает он. По словам Якобашвили, «когда российские оккупационные войска покинут Грузию, проблем у профессоров с въездом в страну не будет».

Лидер одной из фракции «Сильная Грузия» парламента Грузии Гия Тортладзе, сторонник закона о люстрации (оглашения бывших агентов спецслужб и изоляции их от государственной деятельности) как всегда прямолинейно заявил, что члены российской делегации являются «высокопоставленными чиновниками госбезопасности» и «членами ближайшего окружения Путина и Медведева». А «с чекистами говорить бесполезно».

А лучше всего позицию грузинских властей характеризует ответ председателя временной парламентской комиссии Грузии по восстановлению территориальной целостности страны Шоты Малашхия. Он тоже подозревает, что под видом ученых в Тбилиси прорывались «эмиссары Путина» (словно агентов подсылают с таким общественным резонансом). И он отмечает, что грузинским экспертам ездить в Россию не запрещается.

Но допустить российских экспертов в Грузию Тбилиси не может. «У России есть серьезные проблемы на международном уровне, и, исходя из этого, она хочет создать иллюзию, что грузинские политики и эксперты ведут беседы с Россией», - пояснил он.

Вот где собака зарыта: руководству страны совершенно невыгодно умиротворять ситуацию и улаживать конфликт. Напротив, оно будет бить в колокола и обострять отношения с Россией и недавно признанными двумя республиками, чтобы там, на Западе, не подумали, что Грузия смирилась с потерей территорий.