Затихли споры в ПАСЕ, забуксовал женевский процесс... Сложно заставить мир вновь заговорить о Грузии. А ведь ее «головная боль» в виде окончательно потерянных территорий пока не излечена. И Тбилиси пошел в новое вербальное наступление на Европу и США.
Накануне парламент единогласно принял заявление, в котором призвал международное сообщество усилить политическое и дипломатическое давление на Россию. В Тбилиси никак не могут смириться с тем, что Абхазия и Южная Осетия стали такими же суверенными, как и сама Грузия. Поэтому в своем заявлении депутаты выражают обеспокоенность некими «участившимися незаконными действиями со стороны Российской Федерации».
Что имеется ввиду? Если пользоваться грузинскими понятиями, то депутаты осуждают Россию за «похищения людей, возведение заграждений из колючей проволоки между оккупированными территориями и остальной Грузией, размещение сил спецназначения вдоль административной границы и ввод военных катеров в абхазскую часть территориальных вод Грузии». Все это, как пишут депутаты - «нарушает фундаментальные принципы международного права и соглашение о прекращении огня от 12 августа 2008 года».
Если пользоваться терминологией России, а также тех стран, которые уже признали Абхазию и Южную Осетию, то Грузия недовольна пограничным режимом на территории новых республик и возражает против их защиты российскими военными. Между тем, такая поддержка со стороны Москвы просто необходима бывшим грузинским автономиям, которые почти 20 лет отстаивали свое право на независимость от Грузии и были вынуждены обороняться от воинственного Тбилиси. Теперь между Сухумом и Южной Осетией и Москвой, подписаны двусторонние соглашения, в соответствии с которыми там и размещены российские войска и катера.
Из этого заявления очень хорошо видно, что грузинские политики до сих пор думают, что Россия признала Абхазию и Южную Осетию «понарошку», что все еще можно отыграть назад, будто бы можно воскресить убитых, будто можно одним указом из Москвы вернуть доверие абхазов и осетин.
Ведь был не только август 2008 года. Был поход грузинских националистов на Цхинвал, которые в ноябре 1989 года хотели указать осетинам на то, что те живут на грузинской земле. Был расстрел беженцев-осетин на Зарской дороге, виновники которого так и не были наказаны. Был ввод грузинской военной техники в Южную Осетию в 2004 году. Такие же «черные даты» есть и в Абхазии. И забыть это по чьей-либо указке люди в двух республиках не могут.
В Тбилиси же до сих пор во всем винят только Россию. Не вмешайся она - раздавили бы они сопротивление осетин, потом абхазов, посадили бы своих ставленников в Сухуме и Цхинвале, устранили бы автономию и, скорее всего, получили бы тлеющую партизанскую войну и иски от родственников погибших в Страсбурге. На это рассчитывали грузинские правители.
То, что полномасштабная война для Михаила Саакашвили была неожиданностью, признал и он сам в августе прошлого года в интервью западным агентствам. Российские эксперты также приходили к выводу, что если бы грузинский лидер 7 августа знал, что в Южную Осетию идут российские танки, как это потом придумали в Тбилиси, он не пошел бы на столкновение с могучей армией.
Достаточно было бы 8 августа не стрелять «градами», а просто показать кадры российской армии в Южной Осетии. И это было бы «оккупацией», «агрессией» или любым тем термином, который употребляют теперь грузинские политики. Но показать в тот момент было нечего.
Напротив, была уверенность, что Россия не пойдет на защиту осетин и уж тем более на признание независимости двух республик, которое принесло ей немало проблем: охлаждение отношений с Западом, бремя помощи Абхазии и Южной Осетии. Однако Россия не предала осетин и абхазов, которые с момента развала СССР тяготели к ней, а не к Грузии. Вместе с тем, она отстояла и свои интересы в кавказском регионе.
В Грузии с подсказки США любят говорить, что это - понятие прошлого века, и есть лишь независимые государства, но нет интересов. Тем не менее, интересы США, как ни странно, простираются гораздо дальше российских и затрагивают почти все бывшие советские республики, а также очень многие страны на всех континентах.
Взамен же Россия получает рецидивы поучений из Брюсселя и Вашингтона, которые инициирует Грузия, так и не взявшая на себя ответственность за обострение конфликта в Южной Осетии, несмотря на доклад международной комиссии Хайди Тальявини, признавший ее агрессором.
В последнем заявлении грузинского парламента упомянуты также последние выборы в Абхазии, в очередной раз названные «фарсом» и «проявлением цинизма» в ситуации, когда из региона изгнано 70 процентов коренного населения (это беженцы-грузины, в основном со времен гражданской войны 92-93 годов, затеянной грузинским правительством Эдуардом Шеварнадзе). «Это попытка легализации этнической чистки, проведенной Россией», говорится в заявлении. Ведь с точки зрения Тбилиси, если бы грузины победили в 90-х в Абхазии и вернуться домой не захотели бы абхазы, а не грузины, это было бы в порядке вещей.
В конце своего нового воззвания парламент Грузии призвал законодательные органы стран-друзей и международные институты «продолжать твердую политику непризнания оккупированных территорий Грузии... и усилить давление на Российскую Федерацию для выполнения соглашения о прекращении огня, в том числе для допуска Миссии мониторинга Евросоюза в зоны конфликта».
Очевидно, скоро последуют отклики из Европы. Периодически на радость Грузии западные лидеры делают замечания России. Но полной изоляции северной державы, на что рассчитывал Тбилиси, не получается. Европе нужна Россия. Так что заявления делаются, скорее, для проформы.
В самой Грузии, похоже, депутаты уже хотели было обойтись без очередного демарша с призывом «Спасите!». Заявление готовилось еще к прошлой пятнице. Особое внимание в нем должны были уделить катерам типа «Соболь» и «Мангуст», которые должны были в прошлый понедельник пришвартоваться в абхазской Очамчире.
Но во вторник неожиданно для всех президент России Дмитрий Медведев заявил о перспективах налаживания экономических отношений с Грузией. Как бы не были воинственно настроены грузинские политики к «врагу», отмена ограничений на ввоз грузинских вин, фруктов и другой продукции, а также восстановление авиасообщения с Россией могли бы существенно помочь задыхающейся грузинской экономике. Так что депутаты отложили свое заявление.
Однако скорых действий за словами Медведева пока не последовало. А последовало признание независимости Абхазии и Южной Осетии со стороны крошечного государства - члена ООН - Науру, расположенного на островах в Тихом океане. В ответ вчера вечером грянуло заявление грузинского парламента. Не первое и не последнее...