Мужчина и женщина

Расправа с инакомыслящими по-грузински

Эрнста Черного и Сергея Ковалева пустили в Грузию. Сей факт говорит о том, что их пока не принимают за шпионов, ибо всем заподозренным в этом россиянам путь в страну заказан.

Между тем, миссия российских правозащитников далеко не безобидна для правящего режима. Ведь они хотят походатайствовать перед президентом об освобождении их коллеги академика Владимира Вахания, которого считают политическим заключенным.

По словам Ковалева, сначала из Москвы в Тбилиси полетело лишь письмо на имя Михаила Саакашвили, но он не ответил. Поэтому Черный и Ковалев решили явиться в Тбилиси лично и просят встречи с президентом.

GeorgiaTimes уже писала, что москвич Вахания был задержан грузинской полицией 12 октября 2008 года, когда приехал к родне. У него отобрали документы, лишив возможности покинуть Грузию.

В Москве Вахания хорошо известен как бывший замдиректора Московского института международного права, доктор юридических наук, глава профсоюза военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

В Грузии его тоже знают, настолько, что в порядке исключения в свое время предоставили ему грузинской гражданство, несмотря на уже имевшееся российское.

Однако в октябре 2008 года в Тбилиси Вахания принимали уже не с почетом, а с подозрениями в «незаконном получении грузинского паспорта». Хотя, скорее всего, придраться к нему в этот послевоенный период решили из-за его связи с правоохранительными органами России. Тем более, что академик ранее выступал против вступления Грузии в НАТО, небезосновательно опасаясь разрушения территориальной целостности грузинского государства.

Однако Вахания не ощущал себя в чем-то виноватым. Он писал письма во всевозможные инстанции, требуя вернуть документы. А весной решился организовать собственную партию - «Мтлиани Сакартвело» («Вся Грузия»).

11 марта, в день, когда состоялся учредительный съезд партии, против Владимира Вахания было заведено уголовное дело. Профессора обвинили в приобретении и хранении огнестрельного оружия, которое было несколько дней назад «обнаружено» при обыске в доме его отца в городе Зугдиди.

Полиция пришла к нему в дом по заявлению местной корреспондентки Лейлы Хубулава, деятельности которой он якобы препятствовал, отобрав кассету с аудиозаписью. Власти также «заподозрили» академика в шпионаже в пользу России, но это обвинение на суде не фигурировало.

Грузинская оппозиция, едва ознакомившись с этим делом, сразу причислила Вахания к политическим заключенным. Как отмечал генсек консерваторов Каха Кукава, дактилоскопическая экспертиза найденного оружия не проводилась, а фигурирующие в деле свидетели заявляют, что в обыске не участвовали и что их подписи под актом обыска подделаны.

«Несерьезность обвинения доказывает и тот факт, что Вахания является доктором юридических наук. Особенно же надумано звучит обвинение, что Вахания якобы отнял у журналиста кассету, тем более, что полиция последние месяцы только и занималась тем, что избивала и оскорбляла журналистов и отбирала у них камеры и кассеты», - подчеркивал консерватор.

По его мнению, главной причиной ареста Владимира Вахания стало его намерение основать в Зугдиди оппозиционное политическое движение.

Несмотря на отсутствие серьезных доказательств, протесты оппозиции и акции поддержки в Москве, в сентябре 2009 года Владимир Вахания был приговорен в Грузии к четырем годам лишения свободы.

В октябре МИД России выступил с требованием к Тбилиси отпустить Владимира Вахания, а заодно еще одну жертву сфабрикованного дела с подброшенным оружием - россиянина подполковника Павла Блиадзе. Призыв остался без ответа.

Теперь на ситуацию пытаются повлиять российские правозащитники. Как известно, Михаил Саакашвили считает себя очень демократичным лидером, так что ему не пристало прятаться от представителей гражданского общества.

Но пока, как говорит Сергей Ковалев, реакции из администрации президента нет. И, скорее всего, не будет. Кому же приятно, когда ему тыкают носом на методы расправы с политическими оппонентами.

А Ковалев еще и загодя предупредил, что ответить придется не только за Вахания, но и еще за 100 заключенных, которых оппозиция считает «узниками совести». «Мы не осведомлены о сути дел, но знаем, что вопрос вызывает общественную обеспокоенность», - сказал Ковалев.

На вчерашней пресс-конференции с Черным и Ковалевым выступил лидер консерваторов Каха Кукава. Некоторое время назад он просил дипломатов из европейский стран посодействовать в освобождении оппозиционеров из тюрем. Однако подвижек в этом деле не наблюдается.

Сейчас в Грузии политическими заключенными считаются 68 человек. Этот статус им буквально сегодня присвоила специальная комиссия, созданная Консервативной партией при участии представителей почти всех правозащитных неправительственных организаций - «Бывшие политзаключенные - за права человека», Ассоциации молодых юристов, Центра защиты прав человека, Центра защиты конституционных прав и других.

Так что проблема с россиянином Вахания - лишь верхушка айсберга того безобразного обращения с инакомыслящими в Грузии, которое доверчивому Западу преподносится как «демократия». И прилюдно отвечать за это Саакашвили явно не хочется.