Мужчина и женщина

Эксцессы полицейского режима

На Гиоргоба, праздник святого покровителя Грузии, объявленный Днем полиции, сын первого президента Грузии Цотнэ Гамсахурдия объявил сухую голодовку в грузинской тюрьме. Он требует, чтобы комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг обратил внимание на ситуацию в системе исправительных учреждений Грузии, в частности, на случаи физической расправы над заключенными со стороны представителей тюремной администрации.

К его требованиям присоединилась Консервативная партия, потребовав возбудить уголовное дело по факту избиения заключенного.

Это уже не первая голодовка Цотнэ Гамсахурдия. В прошлый раз врачи с трудом вернули его к жизни. Сына Звиада Гамсахурдиа арестовали 27 октября 2009 года по обвинению в покушении на соседа Давида Баджелидзе. Сам потерпевший, при этом, не подтверждал, что в него стрелял Цотнэ.

Через два месяца следствия к делу против Цотнэ добавились обвинения в шпионаже. В итоге, несмотря на поддержку НПО и оппозиции, Тбилисский суд вынес ему приговор, избрав в качестве меры наказания 9,5 лет лишения свободы.

По мнению общественности, он стал еще одним узником совести, коих в грузинских тюрьмах насчитывается несколько десятков человек. Власти считают их осужденными за нарушения закона, хотя уголовные дела часто основываются на сомнительных показаниях и неубедительных умозаключениях.

Тем не менее, нисколько не смущаясь, президент называет свою полицию деполитизированной. Как он подчеркнул на параде у здания МВД, она не подчиняется ни лично ему, ни главе министерства внутренних дел Вано Мерабишвили, а только закону.

Сам же Мерабишвили заявил, что народ не только доверяет полиции почти так же, как и церкви, но и любит ее. Однако вчера, во время парада, эта «любовь» достаточно ярко проявила себя, когда акцию протеста оппозиции не подпустили к торжественным мероприятиям, и кордоны забросали камнями.

Все это кончилось плачевно. Несколько окровавленных участников столкновения и с той, и с другой стороны, оказались в больнице. По версии полиции, оппозиционеры первыми начали закидывать ее камнями. По словам одного из организаторов акции Эки Беселия, спровоцировал стычку агент в гражданской форме, из-за спин стражей порядка начавший обстрел камнями.

На том дело и кончилось. Парад полиции без лишних глаз прошел своим чередом, а оппозиция направилась в церкви - ставить свечи в честь Гиоргоба. Вечером запланированная у мэрии Тбилиси акция не состоялась - празднующий народ не захотел портить себе настроение. За этот оппозиционер Георгий Хаиндрава на малочисленном митинге обозвал жителей столицы «обоср...ным и испуганным Тбилиси».

А вечером случился еще один эксцесс у дома кандидата в мэры от «Национального совета» Звиада Дзидзигури, который также принимал участие в утренней акции протеста. Он повздорил с людьми, которые расклеивали плакаты кандидатов правящего «Единого национального движения». По словам журналистов, политик был пьян и стрелял в воздух.

Прокуратура Грузии уже начала расследование в рамках уголовного дела о хулиганстве. По версии телеканалов, Дзидзигури первым вступил в словесную перепалку, оскорбил молодых людей, а потом четыре раза выстрелил.

Очень быстро на месте происшествия оказались журналисты, которых кандидат в мэры грубо выставил за дверь.

По словам лидера «Партии народа» Кобы Давиташвили из «Национального совета», Дзидзигури избили члены зондер-бригады, нанятой властями.

«Инцидент, который произошел вчера у дома Дзидзигури, не связан с расклеиванием плакатов, - рассказал Давиташвили. - У дома его встретили здоровенные зондеры, которые физически расправились с ним. Как видно, власти решили наказать нас за вчерашнюю акцию, и для этого у дома Дзидзигури сидели в засаде несколько десятков представителей зондер-бригады. Но естественно, что прибывшим на место журналистам вместо зондеров показали детей».

Сам Дзидзигури уже дал согласие сотрудничать с прокуратурой и представил свою версию произошедшего. Он уверен, что провокацию подстроили власти за его участие в митинге против Дня полиции.

«Во время развешивания плакатов между активистами Национального движения и моими соседями произошла драка, и я спустился, чтобы разнять их. В это время появились несколько машин, из которых выскочили вооруженные активисты Национального движения. Националы оказали на меня физическое давление. В это время я подошел к двери и трижды выстрелил в воздух. У меня есть право на ношение оружия, и я знаю как его использовать», - отметил Дзидзигури.

По его словам, за все время драки, несмотря на большой шум, ни одна машина патрульной полиции у его дома не показалась. Зато на телекамеру переодеты агенты озвучили нелицеприятные свидетельства, выдавая себя за местных жителей, отметил Дзидзигури.

Перед журналистами он не только не извинился, но и повторил свои угрозы. Надо думать, такой скандал не будет способствовать благоприяному освещению в СМИ его избирательной кампании.

«Что вы делаете в моем доме в два часа ночи? У меня пятеро детей. Пока ворвались националы, теперь пришли вы... Убирайтесь все отсюда», - кричал политик на ночной видеозаписи, которую сегодня с утра транслируют телекомпании.

Сегодня на специальном брифинге он повторил: «Хочу предупредить журналистов, чтобы они прекратили врываться в дом ночью. В случае повторения данного факта, я поведу себя так же. Я готов сотрудничать со следствием, но должен отметить и то, что не намерен выносить провокационных действий».

Пока ЦИК не стал снимать кандидатуру Дзидзигури с предвыборной гонки. «Согласно действующему уставу, кандидат не наказывается за факт применения оружия, даже против активистов конкурирующей партии», - отметили в Центральной избирательной комиссии. Впрочем, убрать его кандидатуру смогут уже после приговора, тем более, что за оскорбление и угрозы представителям правящей партии ему грозит до 7 лет лишения свободы. А если он и останется в списках, то все равно уже будет связываться в представлении избирателей с этим скандалом в нетрезвом виде.

Череда провокаций и фабрикаций дел против оппозиции продолжается. И сухими голодовками, пожалуй, ситуацию не исправишь.