В декабре прошлого года Грузия изливалась ядом и делала ставки на то, примут ли Багапша в Турции. Заместитель министра иностранных дел Нино Каландадзе даже заявила, что если тамошние власти пойдут на этот шаг, то встрече не будет присвоен официальный статус, поскольку турецкая сторона якобы обещала Михаилу Саакашвили не признавать отделившиеся республики. "Но несмотря на это и для того, чтобы мы приняли все меры заранее и еще раз оповестили о нашей официальной позиции, мы пригласили посла Турции, чтобы он ознакомил нас с турецкой позицией", - добавила она.
Грузинское правительство не раз уверяло мировое сообщество в том, что не принимает всерьез "независимые игры" Сергея Багапша и Эдуарда Кокойты. Но упоминание об Интерполе и осада турецкого посла - все это говорит совершенно об обратном. Несмотря на все потуги выглядеть равнодушной и спокойной, Грузия на самом деле очень обеспокоена свободным плаванием своих бывших автономий. Вот и приходится ей убеждать себя в том, что для Турции абхазский президент, как в известной поговорке, хуже "татарина".
А вот сам Сергей Багапш говорит, что до сих пор не посещал Турцию по одной простой причине - дабы не доставить неудобств турецкому руководству, поставленному в рамки существующих норм международного права. Анкара не раз заявляла, что готова выстраивать торгово-экономические отношения с абхазской республикой, но без признания ее суверенитета. Турецкие дипломаты не чураются опальной республики и с удовольствием встречаются со своими коллегами из Абхазии.
Руководитель департамента министерства иностранных дел Турции Нурдан Байрактар Гольдер на встрече с главой абхазского внешнеполитического ведомства Сергеем Шамбой в Сухуме так прокомментировала ситуацию: "Цель моего визита - показать, какую важность для нас представляет Абхазия, а также турецкое сообщество, проживающее здесь. У нас тоже существуют свои реалии, которые мы должны учитывать. Турция не признает Абхазию, но мы намерены развивать отношения с регионом. Абхазская диаспора является мостом между нашими странами. Мы считаем, что нам очень повезло, абхазская диаспора очень активна в Турции, она может внести свой вклад в развитие наших отношений".
Так что дело вовсе не в боязни Анкары обидеть грузин. Проблема кипрских территорий, фактически управляемых турками, не дает Евросоюзу возможности заключить в объятия выгодного во всех отношениях партнера и дамокловым мечом висит над турецким правительством. Поэтому признать Абхазию и Южную Осетию Турция пока не может, даже если бы очень захотела. И грузинским властям лучше не обольщаться на счет своей способности контролировать ситуацию.
Но и на этот счет у МИДа Грузии есть свое мнение - он уверен, что Москва с Анкарой проводят закулисные переговоры насчет бартера: признание кавказских республик взамен на признание Российской Федерацией Турецкой Республики Северный Кипр. Однако российское внешнеполитическое ведомство не раз заявляло, что окончательное решение этого конфликта возможно только путем достижения договоренностей между греками-киприотами и турками, которое должны поддержать международные структуры.
Грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе полагает, что протест Грузии против визита президента Абхазии связан с вопросом о том, как именно квалифицировать связи между Сухумом и Анкарой:
- Грузинские власти не возражают против того, чтобы люди ехали в ту или иную страну, а требуют, чтобы этот визит не означал косвенное признание независимости Абхазии. Если этот визит будет оформлен как приезд главы государства Абхазия - это одно. А если Багапш приедет как частное лицо и вступит в контакты даже на правительственном уровне, но как частное лицо, - это совсем другое дело. Территориальная целостность Грузии не ставится под сомнение, если Турция будет иметь торговые и гуманитарные отношения с Абхазией, как, например, с Аджарией или другими регионами Грузии, исходя из экономических интересов. Это не изменит юридического и политического содержания таких контактов. Если имеется в виду второй вариант, то тут нечего и протестовать, а если первый - могут возникнуть политические проблемы со стороны Грузии. Но я не думаю, что Турция может признать суверенитет Абхазии, потому что каждый шаг имеет силу прецедента, и тогда курды тоже вправе потребовать от турецких властей признания их независимости.
На официальную встречу с властями Турции Сергей Багапш напрашиваться вовсе не собирается. По его словам, цель поездки состоит исключительно в общении с многочисленной абхазской диаспорой, делегация которой под предводительством главы Стамбульского комитета солидарности с Абхазией Ирфана Аргуна встречалась с главой турецкого МИДа Ахметом Давитоглу. На повестке дня стояли вопросы организации морского сообщения между Турцией и частично признанным государством.
Ввиду этих событий визит абхазского президента выглядит вполне логичным шагом. А уж как оценивает эту поездку Михаил Саакашвили - это проблема Тбилиси, а не Сухума.