Мужчина и женщина

Эксперты объединят Кавказ

В Москве презентовали "Политологический центр "Север-Юг" по развитию научных и информационных связей России с республиками Южного Кавказа. Члены экспертного сообщества планируют взаимодействовать друг с другом для дальнейших рекомендаций действующим властям Армении, Грузии и Азербайджана. Особенное внимание было уделено отношениям с Баку, поскольку он, как и Ереван, является стратегическим партнером Кремля. Консолидация постсоветского пространства становится необходимым условием для противостояния новым вызовам и рискам в регионе.

Советский Союз распался двадцать лет назад, но многие республики, оказавшиеся один на один с экономическими и геополитическими проблемами на своих территориях, не спешат обрывать тонкую нить, которая связывает их с Россией. Ее отношения со многими постсоветскими государствами не всегда были безоблачными, однако кризис доверия был успешно преодолен. Особенно стало заметно усиление влияния Москвы на Кавказе после войны в Южной Осетии, а на остальном постсоветском пространстве - в связи с созданием Таможенного союза и волной цветных революций, которые ознаменовали практически открытое противостояние Запада и Российской Федерации.

Однако как русский язык остается международным для общения на постсоветском пространстве, так и ностальгия по утраченным временам постепенно овладевает всеми, кто не смог в свободном плавании справиться с международным давлением. И если Армения, Белоруссия, Киргизия и Украина сильно зависят от "большого брата", невзирая на декларируемую независимость, Азербайджан очень привлекателен именно потому, что может быть как самостоятельной единицей, так и инструментом для усиления конгломерата бывших республик СССР. Даже Прибалтика начинает понимать, что проевропейская позиция дает не больше дивидендов, чем патронат Москвы.

Читайте также: Кавказ творит историю заново

Поэтому российские эксперты надеются, что с помощью общих дискуссий может быть найден тот самый консенсус, позволяющий устранить недопонимание в международных отношениях республик Кавказа и России. Как отметил в своем выступлении генеральный директор "Политологического центра "Север-Юг" Алексей Власов, и Москва, и Баку регулярно сталкиваются с проблемой активизации тех внерегиональных сил, действия которых далеко не всегда соответствуют интересам государств Южного Кавказа. Это касается и урегулирования так называемых замороженных конфликтов: "Многие эксперты говорят о том, что происходит системная хаотизация международных отношений, утрачиваются четкие и ясные правила игры. И задача экспертных сообществ наших стран заключается в том, чтобы помочь найти выход из сложившейся ситуации, ведь аналитические службы и политтехнологические группы - это, в конечном счете, интегрированная в систему власти часть гражданского общества, мнение которой, безусловно, должно учитываться в момент принятия важнейших политических решений".

Особенно остро стоит и энергетический вопрос. Азербайджан не раз говорил о своей заинтересованности в проекте Nabucco, а так как после запуска маршрута "Баку-Тбилиси-Джейхан" экспорт азербайджанской нефти через российскую территорию существенно сократился, то можно предположить, что Москву энергетическое сотрудничество с этой республикой интересует не в последнюю очередь. Азербайджанское руководство же очень внимательно следит за национальными настроениями в России, хотя вопрос занятости в кавказской республике решается в основном за счет миграции в РФ.

В 2008 году влияние России в Азербайджане слегка уменьшилось, поскольку агрессивная западная политика в условиях грузино-югоосетинского конфликта стала проникать во все уголки региона. Хотя надо признать, что Ильхам Алиев, несмотря на теплые отношения с Соединенными Штатами Америки, никогда не переходит грань и не делает того, что способно разозлить Москву. Фактор Нагорного Карабаха остается ключевой проблемой для Баку, и он все-таки надеется, что Кремль поможет ему разрешить этот конфликт в азербайджанскую пользу.

Читайте по теме: Единому Кавказу мешает один человек

Поскольку Армения, как и Азербайджан, является стратегическим партнером России, да к тому же рассматривается как основной союзник в регионе по ОДКБ, проблема окончательного замораживания карабахского конфликта все-таки остается. В этом свете создание представительств "Политологического центра" во всех трех республиках Южного Кавказа могло бы способствовать объединению стран в противодействии западной экспансии. Развитию многосторонних отношений не в последнюю очередь способствовало и соглашение между Москвой и Баку на закупку азербайджанского газа, что безусловно повлияло на политический контекст связей.

Впрочем, белым пятном на геополитической карте региона до сих пор остается Грузия, которая позиционирует себя как ярый антагонист России, и в отличие от Азербайджана она уже давно полностью перешла под контроль западных структур. Несмотря на то что грузинские эксперты не раз высказывались за сближение Москвы и Тбилиси, налаживание связей серьезно тормозит действующий президент Михаил Саакашвили. Поэтому совместные усилия экспертного сообщества во всех трех кавказских республиках могут помочь Кремлю использовать пока не слишком задействованный инструмент влияния, так называемую "мягкую силу", через общество, связанное с РФ культурно и ментально, которое способно говорить с российской элитой на одном языке.