Мужчина и женщина

Приднестровью — 50 тысяч цена

Новому президенту Приднестровья Евгению Шевчуку не позавидуешь - он начинает свою работу в тяжелейших условиях. Страна - банкрот, новых денег пока ждать неоткуда, а старая элита наступает на пятки, не желая окончательно расстаться с властью. Одно хорошо - пока у Шевчука есть поддержка общества. Но ему будет очень сложно распутать клубок проблем, которые он получил в наследство от бывшего президента.

Приднестровье переживает тяжелую зиму. Аномальные морозы, в школах отменены занятия, но старая инфраструктура пока еще держится, и здесь, в отличие от соседней Румынии, от холода пока не умирают люди. Но сегодня жителей этой маленькой непризнанной республики, действительно жаль. Их государство - банкрот. Прежний президент Игорь Смирнов ушел из власти не как политик, а как бизнесмен. Руководствуясь принципом "все наше заберем с собой", его окружение перевело со счетов все деньги государственного бюджета. По признанию нового главы республики, сегодня весь капитал страны - 50 тысяч долларов.

Сколько денег забрали, Шевчук не говорит, но утверждает, что больше 90%. Тирасполь уже обратился к Москве с вопросом, как решить эту проблему. Больше просить помощи не у кого. А между тем с Востока тоже хороших новостей пока нет, только плохие. Пока шла предвыборная кампания, один из кандидатов, Анатолий Каминский, который был однозначным фаворитом гонки в плане поддержки в Москве, заявлял, что вскоре в Приднестровье придут 300 миллионов рублей, в том числе на поддержку и развитие сельского хозяйства. Теперь стало известно, что никаких обещаний на сей счет в Москве не давали. Все больше людей в Тирасполе называют Каминского "лгуном". Во всей этой ситуации есть подводные камни, о которых нам рассказала Дарья Дерябина, главный редактор российского бизнес-портала Bigness.ru, который следит за развитием событий в Приднестровье. Дерябина не видит никакой катастрофы в происходящем.

"Я не стану называть нового президента новой властью. Это те же люди, и они удобны Москве. Сейчас Россия срезала всю гуманитарку, кроме доплат к пенсиям и оплаты школьного питания. И в этом есть свой месседж. Сейчас Приднестровье должно "Газпрому" за газ два с половиной миллиарда долларов. И мы никогда в жизни не потребуем этот долг, потому что он - гарант существования Приднестровья, потому что когда Кишинев и Румыния начинают вопить о своем проекте интеграции, то Кремль говорит: окей, берите, но только с долгами. А они почти самые бедные в Европе", - говорит Дарья Дерябина.

Главный редактор Bigness.ru уверена, что никакого экономического коллапса в Приднестровье не будет, просто сейчас происходит переформатирование экономических отношений между непризнанной республикой и российским бизнесом, имеющим интересы в Приднестровье.

Экономика Приднестровья - это дышащие на ладан гиганты советской промышленности, пока еще способные выпускать продукцию на экспорт, и группа "Шериф", контролировавшая все Приднестровье. Ее креатура на политическом поле - движение "Обновление". Сейчас его лидером является спикер Верховного Совета Анатолий Каминский, главный оппонент Шевчука на президентских выборах. Но и сам Шевчук - тоже выходец из "Обновления". И вообще, вся элита имела к "Шерифу" отношение. Теперь это, скорее, плохо, чем хорошо.

"Слабость позиций Шевчука в том, что и он, и другой кандидат, Каминский, это люди из одной группы - из "Обновления". За их спиной "Шериф", с не очень хорошей репутацией.Если "Шериф" отдаст свои активы российским компаниям - другой разговор", - считает главный редактор Bigness.ru Дарья Дерябина. Так что, по мнению нашего собеседника, главная проблема Приднестровья - полное отсутствие денег - вскоре решится.

Сейчас снова есть надежда на активизацию переговорного процесса по урегулированию конфликта с Молдавией. Новая администрация в Тирасполе стремится на практике применить тактику "малых шагов", которая способна принести успех. Например, реально достичь соглашения по работе железной дороги, которая проходит через республику и жизненно важна обеим сторонам. Приднестровье пошло и на односторонние уступки Молдавии, снизив, например, таможенные пошлины на границе для молдавских товаров. Но казус ситуации в том, что приднестровско-молдавский конфликт невозможно сегодня урегулировать с экономической точки зрения. Страну с долгом в два с половиной миллиарда долларов Молдавия в свой состав принять не сможет.

Но вернемся на берега Днестра и попробуем понять, как новый президент Евгений Шевчук собирается разбирать "авгиевы конюшни", оставленные его предшественником Игорем Смирновым. Тактически ему выгодно, если на начальном этапе его правления "сольют" "Шериф". Хотя он и сам имел к этой конторе некоторое отношение, сейчас "Шериф" и его партия "Обновление" во главе с Каминским, к которым, несомненно, присоединятся сторонники Смирнова, способны создать властям чрезвычайно мощную оппозицию. "Обновление" и сейчас контролирует парламентское большинство, и чтобы парламент не стал антипрезидентской цитаделью, Шевчуку выгоден "распил" "Шерифа".

Другая большая проблема - это постсмирновская инерция. Влияние бывшего президента все еще сильно, и его окружение способно поставить Шевчуку еще много палок в колеса. Огромные возможности для этого имеет бывший министр госбезопасности Владимир Антюфеев. В смирновском Приднестровье это второй по своей влиятельности человек, близкий друг семьи Смирновых. К нему у правоохранительных структур может быть много вопросов. Генерал Михаил Бергман, бывший комендант 14-й армии, выступает в СМИ с обвинениями в адрес Антюфеева.

"Владимир Антюфеев является международным преступником. По этому субъекту и лично я, и непосредственно покойный генерал Александр Лебедь неоднократно поднимали вопросы, связанные с хищением и торговлей оружием, спецсредствами и другими орудиями убийства. По имеющейся информации, Антюфеев причастен к череде громких убийств и похищений. В частности, к убийству своего сослуживца подполковника Вислоуха и похищению из Украины бывшего сотрудника, подполковника Горбова. Оружие, когда-то переданное 14-й армией приднестровской спецслужбе, теперь ходит по просторам СНГ, в частности, оно в Москве (например, пистолет для бесшумной стрельбы, который используется одной из российских ОПГ). Антюфеев всегда был "цепным псом" семьи Смирнова, прикрывал их грязные дела в Москве, "крышевал" контрабанду и отмывание денег. Даже в эти дни он пытался воздействовать на следственные органы России с целью закрыть уголовные дела на представителей клана Смирновых. МГБ из государственного органа было превращено Антюфеевым в личную "лавочку", в инструмент подавления и фабрикации самых мерзких злодеяний", - говорит Бергман. Мы не случайно дали цитату генерала полностью. Мы хотели показать масштаб обвинений, которые пока на неофициальному уровне выдвигаются бывшей элите. Но представители этой элиты пока еще влиятельны. После ухода Антюфеева, заявления об увольнении положили на стол еще несколько десятков сотрудников спецслужб.

Но главный вопрос, куда делись деньги и кто за это будет отвечать, пока остается без ответа. Мы предположим, что герои истории новым властям республики известны, но никакого наказания большинство из них не понесет. Согласно закону, Смирнов, как первый президент, получил немалые преференции: за счет госбюджета у бывшего главы Приднестровья очень неплохой уровень жизни. При этом понятно, что он вряд ли будет нести ответственность за исчезновение денег. Правда, нет четких данных, где он сейчас находится. По одной информации, Смирнов в Тирасполе и "мутит воду" в парламенте, по другой - находится на Северном Кипре, откуда извлечь его будет нелегко.