«Абхазия добьется успеха», - под таким заголовком сегодня The Washington Times опубликовала речь Сергея Багапша о видении будущего своей республики. По его словам, рано или поздно ее признает большинство стран мира, пишет «Инопресса».
Багапш объясняет американским читателям, что претензии Грузии на территории соседних республик основаны преимущественно на идеях ультранационализма и на решении Сталина, который в 1931 году навязал абхазам союз с Грузией.
«История учит нас, что борьба за независимость никогда не выглядит законной в глазах противной стороны», - поясняет автор позицию Тбилиси. Ну а ее зарубежные «защитники», по мнению Багапша, руководствуются принципом: «чем хуже для России, тем лучше для них», который существовал во времена холодной войны.
Но позиция непризнания заставляет Сухум еще больше опираться на помощь Москвы. То есть, по словам президента, США и ЕС «толкают Абхазию в объятия России». Сам Багапш, однако, напоминает, что как истинно независимое государство республика не собирается вечно «существовать под чьей бы то ни было опекой» и призывает Запад «вместе искать мирный путь для продвижения вперед».
На чем основана уверенность президента? Прежде всего, на том, что Абхазия занимает удачное географическое положение и обладает достаточно богатыми природными (прежде всего, рекреационными) ресурсами. Она имеет и исторические основания на отделение от Грузии, как уходящие в Средневековье, так и появившиеся в 90-х годах при развале СССР.
Более полутора десятков лет Абхазия самостоятельно выбирает свое руководство. Ближайшие выборы президента назначены на 12 декабря этого года.
Выдвигают свои кандидатуры и действующий президент, и его проигравший четыре года назад соперник Рауль Хаджимба. Среди их соперников есть оппозиционный бизнесмен Беслан Бутба и профессор-социолог Виталий Бганба.
Кого захочет увидеть лидером абхазский народ? Скорее всего, Багапша, принесшего независимость. Но факт в том, что любой кандидат не будет ни в коей мере выгоден Тбилиси. И там это прекрасно понимают.
«У нас не должно быть иллюзий - в Абхазию всерьез и надолго пришли русские. Во главе Абхазии не может появиться человек, который не будет ориентироваться на Россию. Кто-то думал, что Сергей Багапш «проабхазский», но это примитивный подход», - заявил газете «Время Новостей» прежний госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава.
Пять лет назад, отмечает издание, «хорошего» Багапша в Грузии противопоставляли его сопернику на выборах «плохому» Раулю Хаджимбе, которого преподносили как «ставленника российского ФСБ». Жителям Гальского района, в большинстве своем грузинам по национальности, советовали голосовать за Багапша.
Возможно, он и сейчас для многих из них - лучший кандидат. Не случайно абхазская оппозиция настояла на том, чтобы выдача документов жителям Гальского района была приостановлена, по крайней мере до проведения тщательной юридической экспертизы закона о гражданстве.
Как накануне сообщило ИА «Апсныпресс» со ссылкой на начальника паспортно-визовой службы МВД РА Валерий Малия, на начало октября в Гале выдано 3 522 паспорта. Сейчас этот процесс остановлен.
Впрочем, Тбилиси не может уже поддерживать кандидата, при котором Абхазию признали самостоятельной страной Россия, Никарагуа и Венесуэла.
«Сейчас у грузинских властей нет поля для маневра», констатировал глава грузинского Центра стратегических исследований Кавказа Мамука Арешидзе. По его словам, у Тбилиси есть «желание влиять на обстановку, но испортить ситуацию вмешательством также нельзя».
Золотые слова! На протяжении 17 лет грубое вмешательство Грузии в дела автономий вызывало обратный эффект.
А теперь уже никому не надо доказывать, что Грузия - страна агрессор, от которой следует держаться подальше. Доклад международной комиссии по расследованию прошлогодней войны подтвердил необоснованность бомбежки Цхинвала во имя «территориальной целостности».
В моде аргументы о том, что и Россия не имела права бомбить Чечню, когда она хотела отделиться, а Китай не должен был подавлять протесты сепаратистов в Тибете. Но такова правда современного мира - сильное государство может удержать вокруг себя и территории, и людей, а может навести свои порядки даже за сотни тысяч километров от себя, как США в Косово и Ираке.
Слабое государство - должно адекватно оценивать свои силы или искать защиты у тех государств, которые искренне заинтересованы в его процветании и готовы одолжить ему часть военной мощи. Грузия ошиблась в расчете на США и отвернулась от России, до последнего момента поддерживавшей ее территориальную целостность.
После авантюры в Цхинвале у России не осталось иного выбора, кроме как признать две мятежные республики. Европа этот шаг не одобрила, но после доклада о причинах прошлогодней войны сама стала перед выбором: оправдывать насилие и поддерживать Михаила Саакашвили или прислушаться наконец к Сухуму и Цхинвалу.
На конфликты Грузии с ее бывшими автономиями мир, наконец, взглянул иначе.
Так, отчитываясь в газете The Guardian, Пьер Морель, спецпредставитель Евросоюза по Грузии, удовлетворенно отмечает, что в женевских переговорах, которым вчера исполнился ровно год, принимают участие все стороны пятидневной (а не шестидневной - по грузинской версии) войны на Южном Кавказе, включая Южную Осетию и Абхазию.
В Тбилиси Сухум и Цхинвал «сторонами» войны не считают, перекладывая ответственность за их действия на Россию.
Морель напоминает, что на восьмом раунде переговоров в ноябре будет решаться вопрос о доступе гуманитарной помощи в Абхазию и Южную Осетию не только с юга, но и с севера.
Как известно, республики сразу после войны отказались получать помощь, везенную со стороны Тбилиси, а из России международные миссии ввозить грузы не хотели, уважая закон Грузии о так называемых оккупированных территориях.
Надежды на мгновенное признание эти маленькие подвижки не дают, но в целом показывают: Абхазия и Южная Осетия услышаны миром.