Родители и дети

Кадыров задел Саакашвили за живое

19 октября в Чечне произошел вопиющий инцидент. Около девяти часов утра парламент республики атаковала группа боевиков. Автомобиль с террористами проехал за машинами депутатов. Один из смертников подорвал себя, другие проникли в здание парламента. В результате действий диверсантов погибли двое милиционеров и завхоз парламента. Были ранены 17 человек.

Руководство Чечни моментально приступило к расследованию. А вскоре Рамзан Кадыров сделал заявление, в котором подчеркнул, что действующие на Северном Кавказе боевики получают деньги через Грузию. "Источников серьезной поддержки - моральной и финансовой - у боевиков сейчас осталось мало. Раньше они получали финансовую подпитку и оружие через территорию Грузии. Через Грузию же в Чечню отправляли и целые группы бандитов, - отметил он. - И сегодня можно говорить, что почти единственным источником, где им помогают, где они готовятся, остается Грузия". Кадыров также объявил, что обладает информацией, согласно которой на территории Грузии идет вербовка молодежи для проведения диверсий в России.

Первая реакция Тбилиси на обвинения Кадырова прозвучала из уст госминистра по вопросам реинтеграции Темури Якобашвили, который дал понять, что чеченскому лидеру необходимо подкрепить свои слова конкретными фактами. "Такие заявления не первые, и мы их раньше не раз слышали, - отметил министр. - Не понимаю, что они имеют от этих заявлений. Им сейчас необходимо обвинить кого-то в связи с ситуацией в Чечне, однако лучше, если они будут следить за собственными территориями".

Похоже, слежка за "собственными территориями" в последнее время стала навязчивой идеей Грузии. Действующий режим упорно ищет соринки в чужих глазах, при этом то и дело пытаясь уколоть Россию громкими заявлениями об "оккупации" и раздувая шумиху по поводу любого, даже самого крошечного, приграничного вопроса.

Между тем Рамзан Кадыров от своих слов отказываться не собирается. На днях глава Чеченской республики еще раз подтвердил, что у него действительно есть информация о транзите оружия и боевиков на Северный Кавказ именно через Грузию.

Отвечать Кадырову на этот раз взялся президент Грузии Михаил Саакашвили. Как и ожидалось, грузинский лидер заявил о том, что слова Кадырова - попытка отвлечь внимание от своих проблем. "Эти обвинения лишены основания и абсурдны, - процитировала Саакашвили его пресс-спикер Манана Манджгаладзе. - Это не первый случай, когда на Северном Кавказе обостряется обстановка, и адресатом обвинений становится Грузия".

Действительно, Тбилиси уже не первый раз "всплывает" при упоминании о терактах в российских городах. Так было после взрыва на рынке во Владикавказе, когда некоторые СМИ написали, что после неудачной агрессии против Цхинвала в августе 2008 года у Тбилиси появился серьезный повод для смертельной борьбы с осетинами. Так было и после взрывов в московском метро, в которых секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев не исключил присутствия "грузинского следа".

А чему, собственно говоря, так удивляются грузинские официальные лица? Если окунуться в историю, то можно вспомнить, как в конце XX века грузинское руководство фактически отдало Панкисское ущелье в распоряжение отрядов чеченских боевиков и арабских наемников. Именно там проводили тренировки отряды Руслана Гелаева и других полевых командиров. Да, президент Эдуард Шеварднадзе попытался закрыть ущелье для террористов, однако в 2004 году появились сведения о том, что в Панкиси вновь замечен чеченский след - объявился Шамиль Басаев.

Более того, Федеральная служба безопасности России уже не раз говорила, что располагает информацией о контактах грузинских спецслужб с террористическими организациями на Северном Кавказе. Мало Силовики Сакартвело упоминались и в контексте сообщений об отправке террористов "Аль-Каиды" в Чечню и Дагестан.

Для российских политологов в заявлении Рамзана Кадырова нет ничего удивительного. По словам заведующего отделом Кавказа Института стран СНГ Феликса Станевского, глава Чечни знает, что говорит, причем не понаслышке. "Грузия используется руководством для того, чтобы боевики и террористы имели тыловую базу, - отмечает он. - Как была база в Панкисском ущелье и в самом Тбилиси, так продолжается и сегодня. Сотрудничество между бандитами и грузинским руководством - это традиция. Оно было при Шеварднадзе и Гамсахурдиа. Полагаю, со стороны режима Саакашвили будет делаться все возможное, чтобы раскачать обстановку на Северном Кавказе настолько, насколько это в его силах".

Корреспондент GeorgiaTimes поинтересовался тем, как рассматривают ситуацию в самой Грузии. Свою оценку словам Кадырова и реакции Тбилиси дал грузинский военный эксперт Гия Мелитаури.

- Определенные проблемы были в Панкисском ущелье до 2002 года, когда граница слабо контролировалась из-за недостатка средств. Действительно, были зафиксированы факты перехода границы из Грузии в Чечню и обратно. Но затем была проведена контреррористическая операция, в которой были задействованы все силовые структуры. С тех пор таких фактов не было. Как участник той операции могу вам прямо сказать, что территория Грузии стала недоступной для террористов. Это же касается и информации о появлении в Панкиси Басаева. Поэтому заявления о причастности Грузии к нынешним событиям на Северном Кавказе считаю голословными. Я тоже могу сказать, что Кадыров раз в неделю посещает Тбилиси и принимает серные бани. Нужно обнародовать факты. Я никогда не стеснялся критиковать действия грузинского правительства, поэтому для меня лично эта тема не табуирована.

Насколько, на ваш взгляд, напряжение на Северном Кавказе может быть выгодно Саакашвили?

- Считаю, что со стороны Грузии было бы нелогично поддерживать повстанческие отряды террористического толка и устраивать базы для обучения боевиков. Ведь для республики это стало бы большим ударом. Мне трудно сказать, что выгодно Саакашвили. Но если абстрагироваться, то напряжение, будь то на Северном или на Южном Кавказе, учитывая смерть ни в чем не повинных людей, никого не должно устраивать. Если же говорить о политическом аспекте, то напряжение в Чечне и Дагестане отражается и на Грузии. Это угроза и для Тбилиси. Когда проблемы есть у вашего соседа, то они есть и у вас.

Что ж, обнародует ли Рамзан Кадыров требуемые грузинской стороной факты, пока неясно. Если это все же произойдет, то репутации Саакашвили, вне всякого сомнения, будет нанесен еще один серьезный удар, по масштабам сопоставимый разве что с последствиями войны 2008 года, в развязывании которой европейская комиссия признала грузинского президента виновным.