Родители и дети

Поти требует пиратский выкуп

Борьба не в меру щепетильной береговой полиции Грузии с нарушителями-иноземцами продолжается. Не так давно в потийском порту было арестовано шедшее под молдавским флагом судно "Праник" с россиянами и украинцами на борту. Тогда местные власти посчитали, что решение капитана корабля - гражданина РФ Сергея Голощапова - спустить на воду шлюпку без согласования со службой госконтроля порта тянет на штраф в почти 30 тысяч долларов. Да, Голощапов действительно не оговорил с грузинами спуск "малоразмерного плавающего средства", но кто бы мог подумать, что это незначительное нарушение приравняют по сумме штрафа к незаконному следованию через территориальные воды страны. Поти в итоге получил свои деньги, а "Праник" отправился домой, но злоключения кораблей в грузинском порту на этом не закончились.

Четвертого декабря власти республики задержали российское судно "Казань-сити". Официальный повод - загрязнение морской воды в порту. При этом пограничная полиция сообщила, что из-за "невнимания экипажа" с судна было сброшено "большое количество нефти". Потийский суд, в последнее время превратившийся в сверхоперативный орган по выписыванию штрафов, обязал компанию-судовладельца выплатить за причиненный экологии ущерб около трех тысяч долларов, а еще 37 тысяч - "в пользу госбюджета Грузии". Любопытная формулировка, не правда ли?

По данным астраханской компании ООО "Ойл Марин Групп" (владельца "Казань-сити"), в порту было разлито не "большое количество нефти", как утверждает грузинская сторона, а около 50 литров дизельного топлива. Сейчас компания проводит расследование, чтобы установить все обстоятельства произошедшего.

Но уже ясно, что к администрации Поти неизбежно появятся вопросы с российской стороны. Грузинская береговая охрана задерживает иностранные суда за нарушение правил судоходства довольно часто, это внутреннее дело страны. Но почему собственно штраф за нарушение (даже если оно и было) не дотягивает до десятой части той дани, которую должна отдать "Ойл Марин Групп"? И каким образом определился размер взыскания "в пользу госбюджета Грузии", которое исчисляется десятками тысяч долларов?

10978.jpegЕсть лишь одно предположение. Дело в том, что на прошлой неделе грузинский лидер Михаил Саакашвили буквально разогнал морскую администрацию республики. Которую, как оказалось, международные структуры не раз угрожали внести в так называемый черный список. Местные власти получали такие предупреждения, но предпочитали утаивать их от руководства страны, за что, собственно говоря, и были заслуженно наказаны. "Налицо безответственность и непрофессионализм конкретных чиновников, - восклицал Саакашвили. - Вот до чего может довести некомпетентность". Что именно не устроило западных партнеров, президент не уточнил. Но пообещал наказать всех виновных.

Вовсе не исключено, что отныне все собранные с "недобросовестных" судов штрафы пойдут как раз на развитие морской инфраструктуры республики. И формулировка "в пользу госбюджета" гладко ложится в эту канву. Спустили "незаконную" шлюпку или разлили дизтопливо? Будьте добры заплатить в казну. Но здесь возникает другой вопрос: насколько правомерны такие поборы, благодаря которым Грузия, к слову, действительно рискует оказаться в "черном списке" и отвратить от себя зарубежных мореплавателей?

Свою оценку законности задержания в Поти российского судна "Казань-сити" в интервью GeorgiaTimes дал главный редактор издания "Морской бюллетень" Михаил Войтенко. По его словам, если вина судна однозначна и обсуждению не подлежит, то штраф может быть наложен. "В той же Европе за разливы, какие бы небольшие они не были, дерут высокие штрафы, - рассказывает наш собеседник. - Акватория может быть прилично загажена, но если поймали, то немедленно и беспощадно дерут". Но, согласно официальным данным, разлив дизтоплива в Поти произошел через неплотности шланга при сдаче груза на береговой терминал. И чья конкретно здесь вина - порта или судна - еще предстоит выяснить. "Я сам работал на танкерах и знаю, что, скорее всего, шланг принадлежит береговому терминалу. Насколько мне известно, шланги в таких случаях береговые, а не судовые", - добавил Войтенко.

Неувязки он нашел и в работе суда, который в одночасье и без разбирательства вынес решение о штрафе. Все-таки разлив 50 литров дизтоплива - это незначительное нарушение. "По идее, в таких случаях судно должны отпускать под залог, чтобы компания-судовладелец не несла серьезных убытков, а только после этого начинают выяснять: кто, что и почему, - говорит Михаил Войтенко. - Здесь же судно задержано до выплаты штрафа. На мой взгляд, это нарушение. Все должны понимать, что если нарушение несущественно, не было экологической катастрофы и какого-то преступления, то, по идее, судно не имеют права задерживать при внесении залога. Но здесь почему-то требуется полный штраф, и я не думаю, что это справедливо".

Таким образом, правомерность действий скандальной морской администрации Грузии в очередной раз оказалась под большим вопросом. Возможно, ретивым властям Поти за изношенность береговых шлангов следовало бы наказать вовсе не российское судно, а самих себя. Тогда бы и чиновники в морской администрации были честнее и добропорядочнее, не заставляли бы президента переживать понапрасну. Тем более что США уже пообещали Тбилиси два миллиона долларов на ремонт катеров береговой охраны. Есть чем поживиться и помимо обирания российских "нарушителей".