Задержание иностранных судов в территориальных водах Грузии, похоже, постепенно входит у береговой охраны в привычку. А чему, собственно говоря, тут удивляться? Глава государства Михаил Саакашвили не устает тут и там рассказывать о том, как лихо он поборол коррупцию в республике, и охотно делится рецептом со всеми желающими. Но по всем известным законам, если чего-то убыло, то где-то должно и прибыть.
Да, пусть открытого взяточничества в стране действительно нет (коррупция давно приобрела элитарный характер), но согласитесь: зарплату полицейского в 280 долларов вряд ли можно назвать заоблачной даже в масштабах всей Грузии. Да, возможно, грузинские силовики, подобно всем госструктурам, получают премиальные. Но их, как известно, нужно еще заслужить, причем желательно не выходя за рамки закона. Вот и получается, что честным стражам правопорядка везде мерещатся нарушители, которых они могут героически изловить.
Так, к примеру, было этой весной, когда суд города Батуми оштрафовал российский танкер Sаratov City почти на 40 тысяч долларов за загрязнение вод Черного моря. Откупаться от ретивой береговой охраны в свое время пришлось и владельцам панамского судна "Иоли", также оштрафованного за экологический ущерб.
Следует признать, что иногда подобные инциденты с легкой руки СМИ обретают и политический контекст. Еще свежи в памяти воспоминания о псевдосенсации 2009 года - задержании грузинами теплохода "В.Успенский", на борту которого находились граждане России. В прессе тогда писали, что на борт корабля высадился десант из 13 человек, вооруженных автоматами, что судовые документы и паспорта моряков были изъяты и что досмотровая группа оставила на судне четырех представителей береговой охраны Грузии. На самом же деле секция интересов РФ при посольстве Швейцарии в Грузии сразу узнала: для экономии топлива сухогруз решил пройти через закрытую для судоходства зону. Вот и все.
Тем не менее, далеко не всегда грузинская сторона руководствуется лишь соображениями безопасности и экологии. Например, в августе служба береговой охраны Грузии задержала в грузино-абхазской акватории турецкое судно BUKET, которое должно было доставить в Сухум горюче-смазочные материалы. В Тбилиси этот груз расценили как контрабандный, поскольку судно вошло в "территориальные воды Грузии" без предварительного согласия Тбилиси и не выполнило необходимых таможенных процедур. В итоге суд Поти приговорил капитана задержанного танкера к наказанию, сравнимому со сроком за убийство, - 24 года. Но благодаря вмешательству Турции вскоре он был оштрафован и отпущен.
И хоть в компании "Абхазское морское пароходство" тогда расценили действия Грузии по задержанию торговых судов в нейтральных водах как пиратские и противоречащие международному морскому и гуманитарному праву, переубедить республику не удалось. Сакартвело по-прежнему исходит из устаревших представлений о своей былой "территориальной целостности", а процесс в отношении капитана BUKETa, скорее всего, был показательным для всех тех моряков, которые плывут в Абхазию.
Что же касается нынешнего задержания "Праника", то и здесь ситуация двоякая. С одной стороны, капитан Голощапов действительно не согласовал с грузинами спуск "малоразмерного плавающего средства". Но непредсказуемая грузинская фемида в данном случае фактически приравняла это незначительное нарушение по сумме штрафа к загрязнению акватории Черного моря или незаконному следованию через территориальные воды страны.
Как-то сразу вспоминается недавнее известие о том, что арабская компания RAKIA решила распродать контрольный пакет акций бесприбыльного Потийского порта. Дело в том, что с 2008 года компания вложила серьезные инвестиции в развитие морского порта Грузии, построив новый причал и реабилитировав инфраструктуру. Но ничем иным, кроме как задержанием зарубежных судов, Поти за это время, к сожалению, себя не проявил.
Сейчас экипаж "Праника" слоняется по Поти и ждет, когда компания-владелец внесет нужную грузинской стороне сумму. А арабы, похоже, довольно потирают руки: порт снова оскандалился, так что решение продать его акции было принято не зря.