Родители и дети

Тбилиси блюдет неВинность

Хоть официальный Тбилиси и игнорирует настойчивые предложения Геннадия Онищенко вернуть грузинское вино на российский рынок, в головах тамошних чиновников уже начался процесс брожения.

Официально у Грузии все в порядке с экспортом винодельческой продукции, но за красивыми словами кроется неприятная суть: Михаил Саакашвили обезглавил "Самтрест" за провальный экспорт. GeorgiaTimes и российские эксперты предлагают грузинскому Департаменту вина и лозы новую бизнес-стратегию.

Сейчас этот самый департамент, который в Грузии носит название "Самтрест", пребывает в ожидании нового начальника. Этому не известному пока человеку предстоит решить непростую задачу - открыть Америку, а заодно и еще несколько крупных стран, жители которых полюбят "Хванчкару" и "Киндзмараули" с первого взгляда. Поскольку в пределах досягаемости Михаила Саакашвили такого профессионала нет, решено проводить кастинг по всему миру. И Министерство сельского хозяйства Грузии, в котором, кстати, тоже совсем недавно сменился руководитель, объявило конкурс на замещение вакантной должности - международный, и никак иначе.

Новый глава Минсельхоза Заза Горозия комментирует происходящее крайне сдержанно. По его словам, "Самтрестом" будет руководить специалист, способный поднять экспорт винодельческой продукции примерно на четверть. К 2015 году Грузия должна продавать за рубеж порядка 40 миллионов бутылок вина. И это, разумеется, только расплывчатая нижняя планка, а в идеале хотелось бы более высоких показателей.

По словам Зазы Горозия, специально ради выборов нового главы "Самтреста" будет создана отдельная экспертная комиссия, куда войдут не только чиновники, но и банкиры, которым предстоит оценивать деловые качества соискателей и их бизнес-планы. Есть ли на данный момент хоть один претендент на эту почетную (и пока расстрельную) должность, не сообщается. Да и зачем было заявлять о кастинге международного масштаба, тоже непонятно, ведь Сакартвело вряд ли может всерьез рассчитывать на сотрудничество с квалифицированными иностранными топ-менеджерами.

Однако даже этим реформаторские порывы чиновников, "воодушевленных" увольнением бывшего начальника винного департамента Василия Манагадзе, не ограничились. Минсельхоз собирается провести ребрендинг "Самтреста", словно сменой логотипа можно стереть историю провалов и поражений этого ведомства. С другой стороны, от министерства явно требуются какие-то решительные меры. И в данном случае самым безопасным для сельскохозяйственников вариантом будет набор красивых слов и пара наскоро объявленных конкурсов. Пусть пока так, а дальше, как говорится, посмотрим.

Читайте по теме: Вино перебродит в политику.

Параллельно Национальное инвестиционное агентство во главе с его директором Кети Бочоришвили пытается найти выход на зарубежные рынки через Гонконг. Грузины впервые принимают участие в проходящем там международном конкурсе вин и спиртных напитков. Но и так ясно, что на одной выставке далеко не уедешь. Это фактически признал сам Михаил Саакашвили, когда увольнял начальника "Самтреста". Тем более что перед глазами стоит вечный укор в лице молдавских виноделов, для которых российское эмбарго стало мощным стимулом к развитию экспорта. И это при том, что в Сакартвело вино покруче будет. Получается, дело не в продукте, а в продавцах.

Сейчас, когда у грузинских производителей есть реальный шанс вернуться на российский рынок, как раз и впору исправлять ошибки "Самтреста" - не искать по всему миру нового начальника департамента, а постараться занять утраченные позиции. Эксперты уверены, что грузинским винам будет гораздо проще вернуться на прилавки России, чем осваивать неизведанные рынки, - в первую очередь потому, что жители РФ давно знают их и любят.

Ниша, которую грузинские вина занимали на российском рынке до 2006 года, свободна до сих пор. "В течение семидесяти лет это был продукт для всего СССР, фактически сформировавшаяся гастрономическая культура, возвращение которой наверняка будет воспринято с большой любовью. Уникальные региональные вина, сорта, произрастающие только в Грузии, - их невозможно заменить", - объяснила в интервью GeorgiaTimes заместитель генерального директора сети алкогольных гипермаркетов Vinberry Галина Забасень. По ее словам, главное - чтобы поставщики соблюдали требования, предъявляемые к качеству продукции, ведь введение эмбарго, несмотря на многочисленные попытки приписать к нему политический подтекст, на самом деле было связано с неспособностью Грузии выполнить техрегламент.

На сегодняшний день ключевым рынком сбыта для виноделов Сакартвело является Украина, на которую приходится 70 процентов отраслевого экспорта. "Грузия в любом случае зависит от клуба СНГ, потому что там живет тот самый традиционный потребитель, который воспитан на грузинских винах, - уверена наша собеседница. - Ни Европа, ни другие страны и уж тем более Китай не знают, что такое грузинские вина. Для того чтобы они их узнали, полюбили и начали потреблять в таких количествах, чтобы это устроило отрасль, чтобы она могла возродиться и расправить плечи, должно пройти много лет".

Читайте также: Виноград раздора.

Галина Забасень считает, что Европа в принципе не способна переориентироваться на грузинские вина: они являются природно-полусладкими, тогда как европейцы из поколения в поколение пьют сухое вино. За долгие годы сложились определенные и устойчивые гастрономические пристрастия, переломить которые в обозримом будущем невозможно. Еще одна причина, по которой европейский потребитель сторонится "Хванчкары" и "Кидзмараули", - это надписи на этикетках. Грузинское законодательство обязывает производителей печатать название вина и определенную информацию о продукте на родном языке. А европейцев любые иероглифы повергают в ужас, так как ассоциируются с арабским миром, исламистами и терроризмом. "До тех пор пока на этикетке есть эти буквы, Европа вряд ли будет относиться к грузинским винам именно как к грузинским. В Европе не знают, что такое Грузия, зато там знают, что такое арабские иероглифы", - резюмирует эксперт.

Разумеется, возвращение на российский рынок тоже не будет для грузинского производителя элементарной задачей. За годы действия эмбарго и бездействия властей Сакартвело в РФ многое изменилось. С одной стороны, поток недоброкачественного вина, который Грузия лила в Россию в конце девяностых и начале двухтысячных, уже успел благополучно забыться и вряд ли скажется на репутации национального бренда. С другой, освободившиеся места на магазинных полках заняли бюджетные вина из Франции, Италии и Испании, которые обеспечивают жесткий контроль качества продукции.

"Уверена, что грузинскому вину на нынешнем рынке будет достаточно тяжело, потому что я помню, как это вино распределялось, кто занимался его дистрибуцией много лет назад, а сейчас ситуация изменилась - другой винный дистрибутор, он работает по-другому, у нас другие ритейлы, другой магазин. И вставить на полку свое вино грузинским торговцам будет непросто. Им нужно будет бороться за эту полку и за потребителя. Это чистая экономика, просто конкурентоспособность", - сказала в интервью GeorgiaTimes главный редактор газеты "Телеграф рынка подакцизных товаров" Марина Петрухина.

Читайте также: Виноградный бунт в Сакартвело.

Тем не менее, считает наша собеседница, сейчас оптимальное время для возвращения грузинских вин на российские прилавки. Во-первых, сам алкогольный рынок РФ регулируется по-новому и располагает возможности для цивилизованного отсева некачественной продукции. Во-вторых, грузины некоторое время поработали с Европой и, по идее, должны были переориентироваться на европейские стандарты контроля качества. Так что затея вполне реальная, если, конечно, не пытаться по примеру Михаила Саакашвили и его подчиненных перевести ее из экономического русла в политическое. "Несправедливо нас как потребителей оставлять без этого продукта, без "Боржоми" и грузинского вина. Мы должны иметь право выбора: почему в Америке оно продается, а у нас нет? Экономика из-за политического настроя не должна страдать. Не надо сюда примешивать никакую политику, потому что политики сегодня одни, завтра они сменятся, будут другие, а культура остается, она вечная", - подытожила Марина Петрухина.

Если грузинские вина вновь появятся на прилавках российских магазинов, то ими наверняка заинтересуются покупатели. И разговоры о том, что они покажутся потребителю неоправданно дорогими, безосновательны. По оценке Галины Забасень, продукция из Сакартвело займет ту же ценовую нишу относительно конкурентов, которую занимала до 2006 года. "Столовое ординарное вино из сортов винограда, произрастающего вне контролируемых зон, обойдутся в 180-220 рублей. Вина из винограда, который произрастает в контролируемых зонах, будут стоить от 15 до 20 долларов, и это достойная цена - ведь количество ежегодно производимых бутылок вина ограничено. Практически все россияне смогут себе позволить такую покупку", - уверена наша собеседница.