Известный режиссер Роберт Стуруа заявил, что вернется в государственный драматический театр имени Шота Руставели, если ему вместе с должностью художественного руководителя предложат и пост управляющего театра.
Министерство культуры Грузии заявило в четверг, что Стуруа восстановлен в должности художественного руководителя Тбилисского государственного академического театра имени Шота Руставели и что он скоро представит спектакль на сцене собственного театра, который ему помог обустроить нынешний премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили. Ранее, грузинские СМИ писали, что Стуруа хочет более широких официальных полномочий и не намерен исполнять обязанности художественного руководителя театра Руставели, пока его должность не будет сформулирована так "художественный руководитель — управляющий театром ".
"Если исполнят то мое желание (объединить должности художественного руководителя и управляющего театром), тогда вернусь! ", — заявил в Стуруа в эфире телекомпании "Рустави-2" в пятницу.
Он также подтвердил, что откажется от должности художественного руководителя театра, если его просьбу не выполнят. После тбилисских гастролей московского театра Et Cetera в Тбилиси (30 ноября-6 декабря), художественным руководителем которого является Стуруа, грузинский режиссер собирается уехать в Москву, продолжить там работу и ожидать выполнения его просьбы, передает РИА Новости.
Роберт Стуруа считается одним из выдающихся современных театральных режиссеров Грузии. Он известен такими спектаклями, как "Сейлемский процесс" по пьесе Артура Миллера "The Crucible" и "Кавказский меловой круг" по одноименной пьесе Бертольта Брехта.
Стуруа более тридцати лет был художественным руководителем тбилисского драматического театра имени Шота Руставели, однако в 2011 году был уволен по приказу тогдашнего министра культуры Грузии Николаза Руруа. Стуруа объяснял, что его уволили за критику государственной власти, Руруа же говорил, что режиссера сняли с должности за его ксенофобскую позицию, которой нельзя давать "зеленый свет" в демократической стране.
Руруа пояснил, что "под ксенофобией подразумевает те интервью и высказывания г-на Стуруа, в которых он использовал недопустимые метафоры в отношении ряда этнических групп населения Грузии и в отношении ряда соседних государств". "Человек, пусть даже известный режиссер, имеющий такую систему ценностей, не может занимать руководящий пост в гостеатре".
Сам Стуруа в ответ на это заявил, что в его "высказываниях нет никакого ксенофобства" и отметил, что "его освобождение связано с его открытым оппозиционным настроем, а не с т. н. "ксенофобскими высказываниями". Часть представителей грузинской общественности посчитали, что реальной причиной увольнения Стуруа стало то, что он часто выступал с критикой президента страны Михаила Саакашвили и нередко участвовал в митингах оппозиции.
После увольнения Стуруа из тбилисского театра ряд московских театров обратились с предложениями о сотрудничестве к режиссеру, не раз ставившему на столичных подмостках спектакли. Одним из первых был руководитель театра Et Cetera Александр Калягин. По словам Калягина, это предложение московский театр сделал Стуруа еще год назад, а ситуация в Грузии только ускорила ход событий.
В московском театре Стуруа поставил "Бурю" (2010 год) и "Шейлока" (2000) по Шекспиру, "Последнюю запись Креппа" по Беккету (2003). В сентябре 2012 года в Et Cetera был представлен новый спектакль Стуруа по пьесе Тарика Нуи "Ничего себе местечко для кормления собак", пишет Лента.ру.
По итогам парламентских выборов в Грузии 1 октября к власти пришла политическая коалиция Бидзины Иванишвили "Грузинская мечта", а "Единое национальное движение", лидером которого до сих пор является президент страны Михаил Саакашвили, перешло в оппозицию. Министром культуры и охраны памятников Грузии стал писатель Гурам Одишария.
Роберт Стуруа еще в апреле 2012 года говорил, что вернется в Грузию только после смены правительства. Прежнее правительство Грузии после победы на выборах "Грузинской мечты" ушло в отставку 11 октября. Вскоре после этого режиссер заявил, что не исключает возможности возвращения в Грузию. Он подчеркнул, что он ушел достойно — не было конфликта с актерами, его не выгоняла труппа. "Но если я вернусь, то должен привнести в театр какие-то новые художественные идеи. Пока не знаю, смогу ли я это сделать. Но работать там, ставить спектакли я буду", — сказал Стуруа.