Мужчина и женщина

Грузия положилась на тонущий остров


На данный момент последним в списке стран, с которыми Грузия установила дипотношения в рамках политики "превенции признания", оказалось островное государство Тувалу. Правда, слово "установила" в данном случае не совсем уместно. Правильнее сказать - "купила отношения". В сентябре прошлого года Грузия оказала Тувалу финансовую помощь в неизвестном размере. Так уж заведено в Океании, что подпись представителей государств региона под соглашением о дипотношениях не ставится бесплатно. Зато теперь у Грузии есть важный внешнеполитический партнер - одна из стран, которые в сентябре 2010 года поддержали в ООН грузинский вариант резолюции по беженцам.

Очень забавный документ получился у постоянных представителей Грузии и Тувалу при ООН Александра Ломая и Афеле Питы. То есть текст документа вполне шаблонный, но в данных конкретных обстоятельствах вызывает ироничную улыбку. "Во взаимоотношениях стороны будут руководствоваться дружескими отношениями, принципами не нарушения национального суверенитета, территориальной целостности и государственных границ", - подчеркивается в протоколе. Можно заверить грузинских дипломатов: уж кто-кто, а Тувалу точно не станет претендовать на "исконные" грузинские земли.

Сколько километров разделяет новоявленных партнеров, никто не считал, потому что до сих пор это, собственно говоря, никого и не интересовало. Но теперь наверняка многим грузинам захочется многое узнать про эту далекую страну.

Впрочем, известно расстояние между атоллами Тувалу и ближайшими центрами цивилизации, которым, в свою очередь, до настоящей цивилизации - почти как до Луны. Итак, столица страны Фунафути расположена в 1050 километрах к северу от столицы Фиджи Сувы и в 4000 километрах к северо-востоку от Сиднея, самого близкого к Океании мегаполиса.

Так что смело можно утверждать: редкий грузин доберется до Тувалу. Туда вообще редко кто доезжает. Поэтому, когда в 2008 году здесь в очередной раз пересчитывали население, вместе с местными учли и тех редких туристов, которые гостили в тот момент на островах. Всего получилось чуть больше двенадцати тысяч человек.

Это неудивительно: например, северный остров Нанумеа и расположенный на нем населенный пункт Лолуа - самое, пожалуй, подходящее на планете место для ссылки. Несколько десятков хижин, одна дорога и пять автомобилей на весь остров, раз в неделю отправляется катер до Фунафути, вокруг - кишащий опасными тварями океан и безумная тоска. Туристы, которых случай изредка заносит в Лолуа, первым делом проверяют, на месте ли паспорт. Никому не хочется здесь задерживаться, а тем более остаться навсегда.

И вместе с тем, Тувалу отнюдь не маленькая страна с громадной исключительной экономической зоной в океане. От столицы до самого северного острова Нанумеа - более пятисот километров. Все здесь формально как у всех: своя валюта, свое правительство, английский язык как второй государственный... И своя революция, разумеется. Вот прямо сейчас на Тувалу политический кризис. Люди требуют отставки министра финансов, они пришли протестовать прямо к нему домой, потому что здесь нет строения, которое можно было бы назвать "президентским дворцом". Власть пытается подавить волнения. Недалеко от берега стоит посудина, гордо именуемая военным кораблем, которая охраняет покой министра финансов, а с ним заодно и дом местного правителя. С какой именно стати народ так ополчился на местного казначея, история умалчивает. Никому в мире это не интересно.

Вероятно, именно образ Тувалу вдохновил создателей киношлягера "Остров невезения". Что они - в смысле, тувалийцы - ни делают, не идут дела. Даже если они появляются на свет не только по понедельникам, в любом случае родиться в Тувалу - наказание на всю жизнь. Земли и пресной воды мало, мусор девать некуда, работы нет. А уплыть почти невозможно, ибо слишком дорого. Богачами среди местных жителей слывут те, кто трудится на иностранных судах.

Но в таких безрадостных условиях взрастают воистину гении экономического развития. Кажется, будь ты хоть Саакашвили, хоть Адам Смит - но заработать в Тувалу решительно не на чем. А островитяне придумали: они продают нематериальные активы. Такая судьба постигла международный телефонный код, полагавшийся Тувалу как независимому государству. Ради всех 1300 абонентов сотовой связи, число которых никогда не пополнится, оставлять его смысла не имело. И власти решили продать код операторам, предоставляющим услугу "секс по телефону".

Еще выгоднее оказалась сделка по продаже домена высшего уровня. В этом смысле Тувалу невероятно повезло с названием, потому что эта страна получила домен TV. Канадцы были готовы его прямо-таки с руками оторвать, а впоследствии перепродали некой американской компании. На этих операциях островное государство выгадало по меньшей мере сорок миллионов долларов - максимум, который вообще можно выжать из продажи домена такого уровня.

Одним словом, Грузии достался очень интересный партнер. Одно плохо - временный. Дело не в том, что Тувалу передумает и предаст священные для Тбилиси идеалы "территориальной целостности". И даже не в том, что князьков из Фунафути могут запросто перекупить. Просто скоро государство может физически прекратить свое существование. Максимальная высота суши здесь - пять метров над уровнем моря, и океан постепенно поглощает атоллы.

Впрочем, есть и вполне оптимистичный прогноз специалистов на этот счет: Тувалу уйдет под воду не навсегда, а лишь временно - примерно на несколько десятков тысяч лет. Но потом, как это уже не раз бывало в истории, вновь восстанет из морской пены. И обязательно восстановит стратегические отношения с Грузией.

А той сейчас отнюдь не до научных выкладок. Когда Науру, находящееся в близком соседстве с Тувалу, признало Абхазию и Южную Осетию, в Тбилиси посмеялись. Но, как выяснилось впоследствии, поспешили с весельем. Ведь островные государства являются членами ООН и многих других авторитетных международных структур. Но при этом настолько далеки от мирских проблем и так бедны, что всегда готовы продать свой голос платежеспособному покупателю.

Именно поэтому Грузия сегодня празднует большую дипломатическую победу. Ей удалось купить голос одной островной страны. Но в Тбилиси должны бы знать, что политические предпочтения меняются здесь столь же часто и бессистемно, как муссоны в океане. И Фунафути может отвернуться от своего нового партнера даже раньше, чем погрузится в океанскую пучину.