Мужчина и женщина

Адыгейская дубинка для черкесов-репатриантов

Маленькая Адыгея снова оказалась в центре внимания. На этот раз из-за поступивших сообщений о фактах силового давления на черкесов-репатриантов. Как утверждают источники, представители силовых структур Адыгеи безо всяких оснований отбирают у репатриантов паспорта, вызывают их на бессмысленные допросы. Наблюдателей настораживает следующее. Преследуемые без повода черкесы не являются какими-то маргиналами. Они - успешные бизнесмены и общественные деятели.

В марте этого года в парламент Адыгеи обратился местный житель Ибрагим Четао, приехавший в Адыгею 15 лет назад из Турции. Четао просил парламентариев помочь ему и его семье в весьма непростом деле. На него и его семью этой зимой стали давить сотрудники местного УФСБ. Четао говорит, что случай с его семьей не единичный, это общая тенденция. Другим адыгам-репатриантам из Турции местные сотрудники ФСБ грозят карами и советуют поскорее покинуть Россию.

По словам Четао, все было так. 26 января его зачем-то вызвали в УФСБ для беседы. Четао пришел. "В ходе данной встречи сотрудником управления у меня были изъяты паспорт и удостоверение, выданные в свое время в Турции. В дополнение к этому сотрудник УФСБ уведомил меня, что наличие у меня до сих пор документов, свидетельствующих о моем не сложенном турецком гражданстве, является нарушением закона". По словам сотрудника ФСБ, за это Четао надо лишать российского гражданства. Более того, он уверил репатрианта, что обязательно выведет на чистую воду и Четао, и всю его семью, которая непонятно чем занималась в России 15 лет. Депортация из России в таком случае покажется адыгам цветочками.

Между тем семья репатрианта за 15 лет успела приобрести в Адыгее уважение местного населения. Ибрагим стал общественным деятелем и журналистом. Сам он посчитал, что этот инцидент - случай типичного самоуправства, и стал искать справедливости в "Адыге Хасэ" - парламенте Адыгеи.

В марте 2012 года председатель парламента Адам Богус, комментируя случай с Ибрагимом, сказал, что это - далеко не первый инцидент. Подобное отношение к репатриантам наблюдалось и раньше. Как правило, на допросы в УФСБ вызывались те, кто смог подняться на ноги. В частности, общественный деятель Мэмэт Едыдж, владелец языкового и культурного центра "Актив" и деятель Международной Черкесской Ассоциации. Едыджа, приехавшего в Адыгею 20 лет назад из Турции, стали буквально гонять на допросы, устраивать у него в офисе обыски и донимать вопросами типа "а почему Вы приехали в Адыгею?" или "почему открываете филиалы "Актива" в районах?". К слову, государственные учреждения Адыгеи, которые занимаются преподаванием черкесского языка в регионе, увы, значительно отстают от частного "Актива" в профессиональном плане. Поэтому пустуют. В "Актив" народная тропа не зарастает. Интеллектуал Едыдж отшучивается: все мытарства его "Актива", наверное, из-за чиновничьей зависти.

Читайте также Сирийских черкесов лишили родины

Другой случай завистью не объяснишь. Еще одного репатрианта, получившего гражданство РФ 20 лет назад, органы обвинили в том, что он во время натурализации скрыл свою судимость. Спустя 20 лет судимому гражданину РФ, ставшему в Адыгее успешным бизнесменом, начали грозить экстрадицией турецкому правосудию. Репатриант действительно был когда-то судим в Турции. В разгар пантюркистской волны ему инкриминировали участие в общественном движении "Адыге Хасэ", осудили по печально известной 301 статье, но потом, когда волна спала, реабилитировали, извинились и даже стали выплачивать компенсацию. "Заполнял он он эту анкету около 20 лет назад. Наверное, правоохранительные и силовые структуры тогда были настолько немощными, что не могли проверить достоверность подобной информации. А вот теперь умеют проверять", - резюмируют адыгейские журналисты. И делают вывод: "На фоне этого мнение, что подобные инциденты происходят с целью дискредитации исторической родины в глазах черкесов из-за рубежа и препятствования репатриации, выглядит очень правдоподобным".

В черкесской среде по этому поводу мнения разделились. Одни утверждают, что власти Адыгеи в лице главы Аслана Тхакушинова и премьера Мурата Кумпилова намеренно выдавливают успешных репатриантов из республики, чтоб завладеть их имуществом и деньгами. Другие говорят, что эти действия - провокация турецких спецслужб, которым нужно представить Россию как "могильщицу черкесского народа". С GTimes на эту тему беседовали черкесские эксперты.

Аскер Сохт, председатель Краснодарской краевой организации "Адыге Хасэ". "Если у правоохранительных органов есть вопросы к ряду лиц из числа репатриантов, на них необходимо дать исчерпывающие ответы по существу, в соответствии с Законом, и вся проблематика должна быть на этом исчерпана. Что касается Аслана Тхакушинова и Мурата Кумпилова, маловероятно, что они имеют какое-либо отношение к данной проблеме. Адыгея - маленькая республика, факты вымогательства у репатриантов невозможно было бы скрыть от общественности. Да и сами репатрианты не стали бы это скрывать".

Беслан Кобахия, координатор Международного движения в защиту прав народов. "Я далек от мысли, что эти преследования - следствие четкой позиции официальных властей. Но российская действительность такова, что коррумпированная система правоохранительных органов давит на успешных коммерсантов или просто обеспеченных людей., чтобы поживиться за счет них. Я думаю, что происходящее в Адыгее давление на репатриантов может быть связано именно с этим. Такие случаи имеют место в РФ, но я надеюсь, что в Адыгее они не имеют массового характера. Если адыгейские "чекисты" позволяют себе давить на репатриантов из чувства ложного патриотизма, то они оказывают медвежью услугу России".

Аслан Шаззо, адыгейский журналист, редактор ИА NatPress. "Я думаю, что местная госбезопасность действует согласно указаниям из Москвы. Это не рука Майкопа, а рука Москвы. Действия местных чекистов по отношению по репатриантам поразительно совпадают с активизацией обсуждения проблемы сирийских черкесов и попыток ее решения. Это совпадение, я полагаю, не случайно. Ни один из преследуемых репатриантов, пока жил в Адыгее, не совершил ни одного правонарушения, все черкесы из-за рубежа отличаются в Адыгее идеальным поведением. Вызовы в ФСБ и перспектива высылки натурализованных граждан РФ - очень мощное орудие воздействия на черкесские зарубежные диаспоры.

Читайте также Ответит ли Россия на "черкесский вопрос"?

Высылка репатриантов, ставших успешными россиянами и пробывшими гражданами более двадцати лет, их позорная экстрадиция как преступников - достаточно мощный сигнал черкесам Сирии, которые стремятся на свою историческую родину. Когда в 90-е годы в Адыгею вывозили черкесов Косова, им безо всяких проволочек давали статус беженцев, а сирийским черкесам в этом отказывают. Те сирийские черкесы, которые успели попасть в Россию, до сих пор находятся здесь по гостевым визам и не говорят о себе как о беженцах. Это не просто так. Полагаю, адыгейские меры - посыл этим людям, чтобы они, в случае чего, сидели тихо, иначе им будет плохо. Зачем это Москве? Я думаю, по той же причине, что она не способствует возвращению на Родину женщин-россиянок, которые вышли замуж за сирийцев, а теперь хотят со своими семьями вернуться на Родину. Эти женщины, их семьи, скорее всего, служат России живым щитом, чтобы Москва могла сохранить режим Асада. Я думаю так".