В ладу с собой

Грузинская оппозиция с Москвой не водится?

На прошлой неделе бывший член парламента Грузии Леван Пирвели, до этого ни у кого не вызывавший сомнений как представитель координационного совета оппозиции в Европе, посетил российскую столицу. Для чего?

Грузинское агентство GHN сначала сообщило: чтобы принять участие в конференции «Война цивилизаций», организованной «Российской газетой». Но затем, со ссылкой на самого Пирвели, передало, что он намерен вступить в переговоры с политическими кругами России, в том числе депутатами Госдумы и членами Совета Федерации.

Сейчас то же самое агентство так процитировало опального политика и бизнесмена: «В переговорах принимают участие три стороны: грузинская, российская и европейская, и я участвую как представитель Грузии». Между тем, в рядах оппозиционеров не нашлось ни одного, кого бы воодушевило начало диалога с Москвой, как и сам формат переговоров. Более того, противники грузинского режима, принадлежащие к разным партиям, движениям, течениям, сразу и дружно открестились от Левана Пирвели.

Причины приводятся следующие.

Однопартиец Пирвели, лидер партии Промышленников Зураб Ткемаладзе: «Ничего не известно о проводимых им в России переговорах в статусе председателя координационного совета оппозиции. Вообще, я не владею информацией о существовании такого совета в Европе и никогда не участвовал в подобных переговорах».

Лидер оппозиционной Консервативной партии Каха Кукава: «Объединенная оппозиция никаких связей с этим человеком не имеет. Возможно, он представляет какую-нибудь группу, но у меня нет никакой информации об этом».

Один из лидеров партии «Новые правые» Манана Начкебия: «В Европе вообще не существует координационного совета оппозиции, и соответственно, Леван Пирвели не может его возглавлять. У нас нет никаких отношений с этим человеком. Надо выяснить, какую оппозицию он имеет в виду и представителем чьего координационного совета является».

Лейбористы, ранее посулившие начать диалог с Москвой, тоже перестали признавать факт существования координационного совета оппозиции в Европе. Кроме того, один из них, Сосо Шатберашвили, заявил: «Информацию о том, что Леван Пирвели в России проводит какие-то встречи, мы узнали из СМИ. Леван Пирвели не связывался с нами».

Так были ли эти встречи? За исключением вышеупомянутой цитаты самого Пирвели, никаких иных сообщений и комментариев не прозвучало - ни в российских СМИ, ни в западных.

Демарш же грузинских оппозиционеров лишь подтверждает: политиков, разделяющих хотя бы частично позицию России в отношении действий грузинского руководства на внешнеполитической арене, в Грузии просто нет. И быть не может, как бы ни складывалась ситуация внутри страны.

Нужно отметить, что большой любовью к златоглавой столице не пылает и сам Леван Пирвели. Живет он в Австрии. Прогнозы относительно грузино-российских отношений делает не очень оптимистичные. Так, после президентских выборов в США он заявил: «Приход Обамы к власти означает уход Саакашвили. Он надоел американцам, при Буше или Маккейне они не смогли бы его поменять. Это выглядело бы как уступка России - Америка потеряла бы свое лицо. При Обаме смогут поменять Саакашвили на другого политика, с мягкой риторикой по отношению к России».

При этом, по мнению Пирвели, политика США в конфликте на Кавказе сохранится: "Я уверен, что антироссийский курс, продиктованный Грузии, продолжится. Американская система и ее механизмы не позволят Обаме совершать маневры. Ему придется уступить и действовать по-старому. В противном случае он потеряет популярность. Думаю, что желания, которые имеются у Обамы, не будут реализованы".

Кстати говоря, тогда, после этого комментария, который Леван Пирвели делал опять же как председатель координационного совета оппозиции в Европе, оппозиция его поддержала.

Вообще, это неоднозначная фигура. О Пирвели мало что знают в Москве или на Западе. Да и в самом Тбилиси его имя окутано тайнами, слухами и догадками.

Леван Пирвели - грузинский предприниматель, который входит в список самых богатых людей страны. До «революции роз» занимался бизнесом и политикой. Но с молодыми реформаторами у него дружба не получилась. Сначала возникли трения с экс-министром обороны Грузии, ныне также опальным и проживающим во Франции Ираклием Окруашвили. Еще в 2001 г. Леван Пирвели обвинил его, равно как и Михаила Саакашвили, в лоббировании интересов американской компании "Aes Trans Energy". Дескать, эти два ястреба пытались в ее интересах сфальсифицировать итоги одного из тендеров на управление электропередачей.

Затем возник вовсе криминальный сюжет. В одном из тбилисских ресторанов "Дзвели Сахли" ("Старый дом") Леван Пирвели стрелял в представителя грузинской неправительственной организации "Институт Свободы" Гиви Таргамадзе (ныне председатель парламентского комитета по обороне и нацбезопасности). Повод был абсолютно пустяковый. Как писали газеты, кавказские мужчины повздорили из-за женщины. Между тем, сам Гиви Таргамадзе признал тогда, что между ним и Пирвели существует конфликт из-за расследования деятельности компании "Англо-Ойл".

Была еще одна темная история. Власти обвинили Пирвели в преднамеренном убийстве 21-летнего студента в одном из ресторанов Тбилиси. Однако вину на себя взял сотрудник охраны Левана Пирвели, который через несколько месяцев был убит. Киллера не нашли. Прямо-таки эпизод из жизнедеятельности бессмертной Коза ностры!..

Так или иначе, Леван Пирвели обосновался на Западе, и до недавних событий - упомянутой поездки в Москву - все оппозиционеры считали, что он с ними - в одной лодке.

Ирина Пташковская