В ладу с собой

Грузия сложила перед НАТО оружие

Если Грузию примут в НАТО, то она ни в коем случае не втянет альянс в войну с Россией. Такое обещание дал спикер грузинского парламента Давид Бакрадзе, добавив при этом, что на сегодняшний день угроза вооруженного конфликта с северным соседом значительно ниже, чем в 2008 году. Грузинские политики готовы из штанов выпрыгнуть, лишь бы получить обнадеживающий ответ с Запада. Но брать Сакартвело в НАТО никто не торопится, невзирая на многочисленные посулы.

Россия и НАТО могут спать спокойно - Грузия великодушно пообещала не развязывать войну со своим могущественным северным соседом, если ее примут в альянс. Такое заявление сделал спикер грузинского парламента Давид Бакрадзе в интервью американской газете Washington Post, говоря о гипотетическом вступлении его страны в НАТО.

"Мы в одностороннем порядке взяли на себя обязательство о неприменении силы, поэтому мы никоим образом не создадим проблем для НАТО в плане применения статьи пять (в пятой статье договора о создании НАТО сказано, что нападение на одну страну-участницу альянса "считается нападением на всех", с соответствующей реакцией остальных членов - прим.ред.) или возможной военной конфронтации между Грузией и Россией", - подчеркнул Бакрадзе.

Складывается впечатление, что "терки" с Москвой - единственное препятствие на пути Грузии в альянс. И Бакрадзе изо всех сил убеждает нервных боязливых европейцев, что войны не будет: Сакартвело "не создаст проблем", а Россия "не осмелится" напасть на Грузию.

"Мы до сих пор слышим угрожающие заявления со стороны российских руководителей, - сказал Бакрадзе, - однако мне кажется, что в нынешней международной ситуации Россия вряд ли осмелится в крупных масштабах использовать против Грузии военную силу. Так что если вы спросите меня, то я скажу, что вероятность нового вторжения или крупномасштабного конфликта низка, и она гораздо ниже, чем до конфликта 2008 года".

Беда только в том, что Бакрадзе об этом никто не спрашивает. У НАТО, если говорить всерьез, к Грузии совсем другие вопросы, и даже если Тбилиси сейчас сольется в экстазе с Москвой, это ни чуточку не продвинет Сакартвело по чаемому пути.

Вспомним: не так давно, всего лишь минувшей весной, специальный представитель Генерального секретаря НАТО по Южному Кавказу и Средней Азии, заместитель генсека НАТО по политическим вопросам Джеймс Аппатурай нарушил практику хвалить Сакартвело за победоносное продвижение по пути демократии и высказал Тбилиси четкие претензии. Он совершенно конкретно указал, чего именно недостает Грузии для того, чтобы претендовать на членство в альянсе. Надо заметить, в списке "пробелов" не было неналаженных отношений с Россией.

"У нас есть политические нормы, военные нормы и вопросы прав человека, свобод, - разъяснил замгенсека. - Грузия по-прежнему стремится к членству в НАТО, и мы их поддерживаем в этом. Но, честно говоря, для этого - еще длинная и сложная дорога впереди".

Грузии не стоит очаровываться открытой радостной улыбкой Андерса Фог Расмуссена, с которой тот хвалит "достижения" Тбилиси. Его комплименты чертовски похожи на морковку, которую вешают перед носом доверчивого ослика. При этом Расмуссен не берет на себя ровным счетом никаких обязательств, кроме подбадриваний и заверений в том, что Грузии "помогут и дальше идти по пути реформ". Придется подвести неутешительный итог: у НАТО для Грузии есть общие и расплывчатые похвалы и весьма четкие претензии. При таком раскладе Сакартвело может получить ничего не значащий "приз зрительских симпатий" в виде словесной поддержки со стороны генсека альянса, но полновесная награда - действительное членство - от грузин так же далека, как луна на небе.

В своем интервью Бакрадзе два раза не мог сдержать обиды. Во-первых, он не сумел не помянуть Германию, которая вступила в Альянс в то время, как на ее восточных территориях еще находились советские войска.

"[У немцев] были некоторые особые правила и нормы, когда они вступали в НАТО. Эти правила относились к вопросу территориальной целостности и к присутствию советских войск в Восточной Германии. Так что прецеденты уже имеются. И что касается принятия решения, то я не думаю, что это является непреодолимым препятствием", - сказал Бакрадзе, намекая на присутствие российских войск на территории независимых Абхазии и Южной Осетии.

Хотя пример для грузинского спикера крайне неудачный: ФРГ-то не ставило под сомнение легитимность ГДР. Или это такой тонкий-претонкий намек, что и Грузия уже готова... на все?

Но Германию Бакрадзе помянул не просто в связи с этим совпадением. Надо думать, это была своего рода "шпилька", намек на то, что "у самих-то рыльце в пушку", за то, что именно Берлин является одним из противников вступления Тбилиси в альянс. В феврале сайт Wikileaks вывел Германию на чистую воду, опубликовав документы, согласно которым немцы вроде бы заблокировали в 2008 году предоставление Сакартвело Плана действий по членству в НАТО.

Так или иначе, этот удар Бакрадзе все равно нанес мимо цели: опять же, не присутствие российских войск на территории независимых республик мешает вхождению Грузии в альянс. Не надо искать виноватых так далеко, грузинской "куме" стоит "оборотиться" на саму себя и понять, в конце концов, что жить (и вступать в альянс) ей мешают внутренние враги и проблемы.

Второй раз обида в словах Бакрадзе прорвалась, когда спикер говорил о грузинских войсках в Афганистане. Не так давно президент Михаил Саакашвили отправил на убой еще несколько сотен молодых грузин, увеличив тамошний контингент с 950 до 1700 человек. Бакрадзе считает, что такое рвение заслуживает похвалы и признания.

"Наши парни в полном объеме выполняют боевые задачи в провинции Гильменд. Мы не охраняем склады, как некоторые другие страны, - с нескрываемой обидой сказал спикер, впрочем, не уточнив, какие-такие "страны" отлынивают от боевых заданий, прохлаждаясь у складов. Тем не менее Бакрадзе добавил, что Грузия из Афгана не уйдет. "Мы останемся там до успешного завершения боевых действий".

Лучше бы он этого не говорил. Во-первых, охрана складов - ничуть не менее важная и опасная задача, чем другие. Во-вторых, к статье тут же посыпались язвительные комментарии, раскрывающие, почему же грузин не подпускают к складам.

"Поясняю - за грузин НАТО не беспокоится, а склады - берегут".

"Вы потому не охраняете склады, придурок, лишь потому, что вам не доверяют их охранять, так как вы сразу их разворуете".

"Так Вам просто их не доверяют. Это в страшном сне можно увидеть, как грузины охраняют склады. Вы на генетическом уровне вороватая нация. Недаром у вас много воров в законе. Если вам доверить склады в Афгане, считай реально американская компания ПРОВАЛЕНА".

"Как то была статья об Энтом контингенте, где говорилось, что они воруют абсолютно все. Так что натовцы не дураки, им необходимо тыловое обеспечение. И про особенности национального характера грузин они прекрасно знают, все как по Жванецкому: "Что охраняем, то и имеем".

"Вот те на. Американцы уже заявили о намерении покинуть Афганистан. А грузины остаться решили? Тут одно из двух-либо действительно будут ждать "успешного завершения боевых действий", либо банально денег не хватает на билет обратно. Пусть остаются, афганцы их быстро ассимилируют".

"Точно! Оставайтесь. Все страны по главе с США войска выведут, а вы останетесь до окончания успешных боевых действий со стороны талибов".

Да и над обещанием Бакрадзе "не воевать" с Россией блогеры тоже смеются. "Прочитал заголовок ("Грузия заявляет, что не будет втягивать НАТО в войну" - прим.ред.) и заржал! Спасибо, Грузия, это такое одолжение! Мы так рады, что великая Грузия не хочет нас завоевать".

В общем, пока грузинские власти похожи на студента из анекдота, который из всего набора экзаменационных вопросов выучил лишь билет "про блоху". О чем бы ни спросил его профессор - о собаках, коровах, кошках! - все сводится к подробному рассказу про мелкого паразита. "Ну, расскажите мне про рыбу", - наконец утомленно просит преподаватель, на что слышит в ответ "А вот была бы у рыбы шерсть - у нее водились бы блохи". Так и Грузия. Сколько ни спрашивают ее о правах человека, свободах, политических нормах - она упорно сворачивает все на конфронтацию с Россией. Неужели она, как и раздолбай-студент, надеется, что ей в конце концов одобрительно скажут "зачет"?