В православный религиозный праздник президент Грузии Михаил Саакашвили решился на популистский шаг: отпустил почти 400 осужденных. Пасха была лишь поводом для жеста широты душевной. На самом деле, власть укрепила позиции правящей партии в преддверии выборов в органы местного самоуправления.
Подарок заключенным к Пасхе обрадовал не только самих узников, но их семьи и многочисленную родню. Власти угодили значительной части грузинского населения и снизили протестный настрой оппозиции.
По президентскому указу о помиловании сроки 38 заключенных сокращены вдвое, семерым арест заменен условным наказанием, 386 заключенных были полностью освобождены. Среди них 37 женщин и нет несовершеннолетних. Ровно в 15:00 в субботу помилованные и досрочно освобожденные вышли на свободу.
Кроме того, четверых узников на Пасху отпустили «в отгул». За них поручилась министр исполнения наказаний, пробации и юридической помощи Хатуна Калмахелидзе.
«Отпускники» из тюрем провели в своих семьях по три дня, что должно было способствовать их ресоциализации и реинтеграции в общество. Это нововведение появилось в прошлом году, когда парламент внес соответствующие поправки в закон «О заключении», смягчив меры содержания арестантов.
«Тюремные вопросы» остро встали именно в постреволюционной Грузии, когда к власти пришел антикоррупционер Михаил Саакашвили. Наведение порядка в госструктурах и борьба с политическими оппонентами увеличили количество заключенных с пяти тысяч до 21 тысячи человек. При этом количество тюрем и колоний почти не увеличилось. В результате, камеры оказались переполненными, а отсидевшие в них теперь выигрывают дела в Европейском суде по правам человека.
Прошлой весной страсбургские судьи потребовали от властей Грузии выплатить более 26 тысяч евро бывшим руководителям независимой телекомпании «202» Шалве Рамишвили и Давиду Кохреидзе. Они были осуждены за вымогательство у депутата. Но компенсацию им присудили не за неправедное обвинение, а за ужасные условия содержания в местах заключения.
Так, в Руставской тюрьме №2 острая нехватка коек, и люди вынуждены спать по очереди. Серьезные проблемы существуют с питанием, а также с соблюдением правил личной гигиены. Об этом рассказал сам Рамишвили, приглашенный в ведущие одного из ток-шоу. По его словам, душевая в тюрьме работает через день, так как по заявлению тюремной администрации, у заведения имеются солидные задолженности за газ и воду. Так что отпуска домой заключенным нужны не только ради ресоциализации, но и в гигиенических целях.
На безобразия пенитенциарной системы обращают внимание и грузинские омбудсмены. Жестко критиковал за это власти бывший уполномоченный по правам человека Созар Субари, за что и лишился возможности быть переизбранным на второй срок.
Сменивший его Георгий Тугуши менее радикален в своих оценках, но и он считает ситуацию в колониях и тюрьмах проблематичной. Он заявляет о недостаточно аргументированных судебных решениях и фактах плохого обращения со стороны полиции с задержанными.
Главным же недостатком остается перегруженность учреждений по исполнению наказаний, несмотря на помилования, амнистии и отпуска для заключенных.
В апреле прошлого года пасхальное помилование вылилось в бунт. Среди отпущенных 390 узников не оказалось ни одной особы прекрасного пола. Женская колония в Тбилиси забастовала, ее обитательницы разгромили помещения, и властям пришлось перевести их всех по другим учреждениям пенитенциарной системы. На тот момент в Грузии практически не использовался механизм условно-досрочного освобождения.
После прошлогодних акций протеста внимания заключенным выделяют больше. Два раза поменялся министр исполнения наказаний, прошло помилование в августе 2009 года, в результате которого были смягчены меры наказания 238 заключенных. 169 из них были отпущены на свободу. В ноябре на праздник Гиоргоба повезло с амнистией еще 156 узникам. Кроме того, принят закон об амнистии для наркоманов, по которому на свободу должны были выйти еще 600 человек.
Правда, все эти помилования редко касаются тех, кого оппозиция считает политзаключенными - Цотнэ Гамсахурдия, Вахтанга Маисая, Владимира Вахания, а также участников так называемого «мухрованского мятежа». Власти засадили их за шпионаж в пользу России и измену родине, для обвинений в котором достаточно поездок в Москву или регулярных разговоров по телефону с российскими абонентами. Есть также политзаключенные, которых упекли за решетку по сфабрикованным делам о хранении оружия или хулиганстве, как это было с родственниками Эки Беселия, экс-генсека партии «За единую Грузию».
Этой весной помимо амнистии для заключенных власти решились и на «финансовую амнистию». Она коснется оштрафованных за административные правонарушения, совершенные до 15 июня 2009 года. Соответствующий законопроект будет внесен в парламент в ближайшие дни, сообщает «Бизнес Грузия».
По словам парламентского секретаря правительства Гии Хурошвили, амнистия коснется только легких правонарушений, в том числе нарушение правил дорожного движения, некоторых природоохранных правонарушений и подобных деяний.
Оппозиция позитивно оценивает решения правительства, хотя считает, что все это делается в преддверии выборов местные органы власти. Власти заранее зарабатывают очки для выдвиженцев правящего «Единого национального движения».
В этой ситуации оппозиции ничего не остается делать, как пытаться поддержать протестный настрой митингами. Выйти на улицы 9 апреля призывает лидер «Движения за справедливую Грузию» Зураб Ногаидели. «Это будет только однодневная акция. 9 апреля мы хотим продемонстрировать единство оппозиции и грузинского населения, - пояснил он. - И все наши действия в ближайшие несколько месяцев, в том числе и акции, имеют под собой главную цель - поднять у населения заряд политической активности, энергии. Чтобы мы победили на выборах».