В деревне Ркони Каспского района много покинутых домов. Их хозяева переселились в город - уехали на заработки, чтобы содержать свои семьи. У Ркони множество проблем: отсутствие дороги, школы, а главное - воды. В верхнем участке деревни сейчас живут только две бабушки. Они неоднократно обращались к правительству с просьбой помочь им выжить в заброшенной Ркони. И власти услышали их. Бабушек одарили... детскими качелями.
В верхнем участке деревни Ркони проживают две старые женщины - Нина Бердзени и Мариам Чохели. Они не хотят покидать свои дома, тем более что им всегда есть чем заняться: тут очень много бытовых проблем.
Нина Бердзени: "Люди ушли отсюда. Другие умерли. Здесь тоскливо, в такой тоске немногие могут выжить. Многие переехали в город из-за того, что нет школы, да и по другим причинам. В прошлом году в деревне было шестеро детей, можно же было открыть для них начальные классы? Но и их также увезли в город. Мой сын тоже живет в городе. Если и я уеду, кто будет присматривать за покинутыми домами? Несколько домов уже разграбили, нам трудно следить, мы слишком старые".
Читайте также: Грузинские крестьяне: не живые и не мертвые
Мариам Чохели: "Я живу здесь уже 49 лет. Вышла замуж, муж был здешним, рано овдовела, одна вырастила детей. Правда, они живут в городе, но я никуда не собираюсь уезжать".
В деревне много проблем: нет дороги, отсутствует транспорт. Чтобы взять пенсию, эти две старухи проходят 5 км пешком, а потом берут такси. Доехать до районного центра стоит 35 лари, а пенсия у них всего 100 лари.
Главная проблема Ркони - отсутствие воды. Старым женщинам приходится ходить в конец деревни и таскать воду из оврага. "Я сказала пришедшему сюда старосте, что хотим, чтоб провели воду. Он ответил, что сперва нужно проложить дорогу до кладбища. А я говорю, может, я пока не собираюсь умирать? Всех, кого я туда уложила, недостаточно?" - рассказывает Мариам Чохели.
Нина Бердзени: "Меня спросил: "Бабуся, что сделать в деревне?" Я ответила - первым делом сделайте дорогу. Он говорит, что не может, так как дорогу делает правительство. Затем я сказала, чтобы сделали мост на речке, и на это тоже получила отказ. Сказала по поводу воды, что сюда приезжают люди, чтобы посетить наш красивый храм - разве не стыдно, что в деревне нет воды? Тогда пообещали, принесли даже шланг. Вон он, там, во дворе у Мариам с тех пор и валяется. Тем шлангом нормально провести воду невозможно. А если зимой на него наступит медведь, раздерет его в клочья, кто нам поможет? Как будто деревенскому руководству больше нечем заняться, кроме как ходить сюда и следить за деревенским источником?!"
Читайте по теме: Горийские крестьяне на грани голода
Программа поддержки деревни, введенная по инициативе президента, коснулась и деревни Ркони. Реализация этой программы осуществляется в зависимости от предварительных консультаций с жителями.
Старики уже давно просят решить вопрос водоснабжения деревни: в таком преклонном возрасте таскать воду ведрами очень тяжело. Но на деньги, выделенные для поддержки Ркони, местные власти приобрели для старушек... две пары качелей.
Мариам Чохели: "Я без очков не вижу. Дает мне староста деревни лист бумаги, чтоб я подписала. Я спрашиваю - зачем подписывать? А он говорит - должны привезти подарок деревне. Как я могла подумать, что подарком будут детские качели и горка? Они что, с ума сошли?"
Нина Бердзени: "Когда они это принесли, я им сказала: "Вы что, смеетесь над нами?" Что нам с Мариной делать? Покатаемся два, три раза, вспомним детство. Они немного маленького размера, но ничего", - шутят старухи.
Мариам Чохели: "Пускай им так же поможет Бог, как они любят деревню и уважают людей".
Староста ни с кем не пожелал говорить по этому вопросу, а его заместительница заявила: "Как раз старики и должны кататься на качелях, развлекаться".
Нина Бердзени: "Очень интересно, где правительство подобрало таких смышленых людей? И какими методами!"
Благодаря программе по развитию села у двух одиноких старух, живущих в деревне Ркони, появились двое качелей и детская горка, которые используются в детсадах. Бабушки по-прежнему таскают воду из оврага. Зима же здесь длится очень долго.
В конце концов нам удалось связаться со старостой деревни Гиоргием Сулханишвили. Он по телефону заявил, что деревне в этом году выделили 2 200 лари. "Жители просили провести им питьевую воду, но сумма оказалась недостаточной, поэтому выбрали спортивный комплекс", - говорит Сулханишвили. Так он называет качели и горку. Хотя, действительно, какое это имеет значение? Главное, что сумма потрачена "рационально".