Родители и дети

Политзаключенные шлют SOS из грузинских тюрем

GеorgiaTimes подтвердил адвокат Гела Николеишвили. Между тем, Всегрузинская ассоциация защиты прав человека обратилась к международным правозащитникам с призывом воздействовать на грузинское правосудие. В стране продолжается преследование семей Гамсахурдиа, Беселия и других неугодных властям людей.

10 декабря, в Международный день защиты прав человека Грузию ждет конфуз. Если в каких-то областях грузинское правительство и навело современный лоск, то в судебно-исправительной системе оно пользуется заскорузлыми методами расправ с политическими оппонентами.

Сегодня 35 заключенных в разных тюрьмах Грузии начали предупредительную голодовку. Они написали заявления в администрацию тюрем, но не везде их приняли. Например, во второй зоне Руставской тюрьмы власти не стали фиксировать забастовку заключенных.

Об этом Georgia Times рассказал член неправительственной организации «Бывшие политзаключенные - за права человека» адвокат Гела Николеишвили. Он подчеркнул, что голодовка приурочена к Международному дню защиты прав человека, который отмечается 10 декабря.

По словам Николеишвили, заключенные требуют только одного: чтобы власти страны дали им возможность встретиться с экспертами Совета Европы.

Дело в том, что весной этого года европейцы изучили 19 дел, о которых сообщили грузинские правозащитники. 8 человек были признаны политзаключенными и на международном уровне. Совет Европы рекомендовал правительству Грузии пересмотреть их дела. Но лишь трое из этого списка были выпущены на свободу - один, потому что истек его срок, двое других - по президентскому указу о помиловании, за которым эти заключенные даже не обращались, отметил Николеишвили.

С весны этого года всего были отпущены 16 политзаключенных из общего числа, которое, по оценкам оппозиции, достигало 65 человек.

Информацию о 50-ти шитых белыми нитками делах часть оппозиционных партий вчера, 7 декабря, передала представителям аккредитованных в Грузии посольств. Встреча с дипломатами состоялась в гостинице «Дзвели Метехи».

Как заявил консерватор Каха Кукава, оппозиция просит международных наблюдателей присоединиться к мониторингу судебных слушаний. «Надеемся, что вместе с дипломатическим корпусом нам удастся их проконтролировать», - заявил он.

По его словам, непарламентская оппозиция будет сопровождать заседания судов митингами. Акция пройдет 9 декабря в Кутаиси, где начинается судебное рассмотрение дела политзаключенного россиянина Владимира Вахания. 10 декабря будет митинг в Батуми, где слушается дело членов семьи генсека оппозиционной партии «Движение за единую Грузию» Эки Беселия. 11 декабря - в Тбилиси, где разбирают дело о «мухрованском мятеже».

За судьями по политическим процессам действительно нужен глаз да глаз. Они часто игнорируют очевидные доказательства в пользу обвиняемых. Последний пример - слушания по делу брата Эки Беселия Серго и сына Рати Милорава, а также двух их друзей. Они обвиняются в хулиганстве и сопротивлении полиции во время драки в баре «Эльза» и могут быть осуждены на срок от 4 до 7 лет тюрьмы.

Как рассказал GеоrgiaTimes один из лидеров Консервативной партии Бидзина Гуджабидзе, во время первого судебного заседания в Батуми судья объявил перерыв до пяти вечера, а затем продолжил процесс на час раньше, так что некоторые зрители - в основном поддержка от оппозиции - просто не попали в зал.

Подробный отчет о продолжении слушаний появился на одном из правозащитных сайтов Грузии. Один из пострадавших полицейский Дато Арвеладзе на допросе сначала заявил, что может все припомнить в деталях. Однако когда адвокаты стали задавать уточняющие вопросы, он начал отвечать заученными фразами и избежал прямых ответов.

Адвокат заметил, что ответы подсказывает обвинитель Звиад Пхакадзе. Но ходатайство об отводе обвинителя судья проигнорировал. Защита не смогла отстоять и право фиксировать подобные факты на видео. Судья позволил вести только аудиозапись.

Дато Арвеладзе признался, что сразу не объяснил права задержанным. Он также не смог прокомментировать, почему протокол задержания не был составлен на месте происшествия. Вторая жертва хулиганства - инспектор Автандил Турманидзе - заявил, что обстоятельства не позволяли это сделать. Но не ответил, почему нельзя было составить протокол, когда задержанных усадили в патрульную машину.

Турманидзе и Арвеладзе признали, что были в гражданской форме и без удостоверений личности полицейского во время драки. Пострадавший гражданин Давид Джапаридзе на допросе в суде заявил, что Серго ни на кого не нападал, а напротив пытался разнять дерущихся. В общем, обвинения рассыпаются как карточный домик, но заметит ли это судья - большой вопрос.

В такой же глупой ситуации оказывается следствие по делу сына первого президента Грузии Цотнэ Гамсахурдиа. Он был задержан в Тбилиси 27 октября по подозрению в попытке умышленного убийства и за незаконное приобретение и хранение огнестрельного оружия.

Суд первой инстанции отказал в ходатайстве об освобождении Гамсахурдиа и приговорил его к двум месяцам предварительного заключения. Цотнэ в знак протеста объявил голодовку и через месяц попал в больницу. Только вчера врачи начали выводить его из тяжелейшего состояния.

GeorgiaTimes уже писала, что мнимая жертва обвиняемого - Давид Баджелидзе - дал поразительные показания адвокату Гамсахурдиа Кети Бекаури. Оказывается, в него никто не стрелял. Эти слова заверены нотариально.

Еще более интересная деталь выяснилась, когда адвокат навестила единственного свидетеля по делу Раису Саидову. Та утверждала ранее, что видела из своего двора, как Цотнэ Гамсахурдиа вышел из своего дома «Колхская башня» и направился к дому Давида Баджелидзе.

«Раиса Саидова никак не могла все это видеть из собственного двора, поскольку его расположение не позволяет сделать это. Кроме того, у нее проблемы со зрением и слухом», - заявила Бекаури. Таким образом, показания свидетеля являются ложью.

Возможно, причина ареста Цотнэ Гамсахурдия кроется в том, что его брат Константин возглавляет оппозиционную партию «Свобода». Кроме того, обоих сыновей первого президента Грузии власти ранее обвиняли в сотрудничестве с российскими спецслужбами.

Цотнэ Гамсахурдия также считается политзаключенным. С просьбой уделить внимание его судьбе президент Всегрузинской ассоциации защиты прав человека Георгий Кервалишвили обратился к международным правозащитникам.

Но услышат ли на Западе призывы из грузинских тюрем? Они ведь совсем не укладываются в представления об «оплоте демократии» на Кавказе, коей объявлена Грузия.