На днях в Южной Осетии прошли президентские выборы. Со "второй попытки" президентом республики был избран Леонид Тибилов. Насколько "прозрачным" был процесс голосования, рассказала корреспонденту GTimes журналист Зарина Санакоева.
"Говоря о нарушениях, необходимо отметить некоторые довольно специфические факторы на выборах в Южной Осетии. В первую очередь, это представители кандидатов на выборах, или, как их называют в народе, "наблюдатели кандидатов". У каждого кандидата по два наблюдателя на каждом участке. Один из них сидит и ставит подпись на каждом бюллетене, заверяя его. Кроме того, он также может проверить паспорт голосующего, поставлена ли печать и так далее. А другой представитель наблюдает за ситуацией на всем участке. Они также присутствуют при подсчете голосов. Да, может это слишком хорошо, чтобы быть правдой, но это могло бы быть так, если бы только официальные власти об этом заявляли. Но с этим соглашаются и кандидаты. Даже на выборах в ноябре, когда ситуация была куда напряженнее, заявлений о нарушениях от кандидатов не поступило. Если, конечно, не говорить об иске Бибилова, вернее, партии Единство, который и стал причиной отмены результатов. Но это уже издержки кадровые и административные, благодаря которым и стала возможна незаконная отмена результатов тех выборов. А о самом избирательном процессе я без ложной скромности скажу, что он на президентских выборах в Южной Осетии прозрачен.
Читайте в рубрике "Тема дня": Южная Осетия оставила Кокойты в прошлом
Сразу скажу о "каруселях". Они изначально невозможны, по уже упомянутой причине. Получая бюллетень, гражданин Южной Осетии "получает" и печать в паспорт. Лично у меня в паспорте уже 4 печати. Так что на другом участке этот человек уже не сможет проголосовать. О подкупе говорили, да. Но подтверждения эта информация так и не получила, ни от официальных властей, ни от кого-либо из кандидатов.
И вообще, на мой взгляд, эта информация запускалась целенаправленно. Целью ее, как ни странно, было взбудоражить общество, пробудить интерес к процессу. Ведь известно, что после отмены результатов ноябрьских выборов и всех событий, последовавших за этим, народ был, мягко говоря, разозлен. Эта злость скоро сменилась апатией. Процесс регистрации кандидатов на повторных выборах, когда откровенно "срезали" самых независимых и ярких кандидатов, которые могли бы претендовать на протестный электорат, умерла вся надежда на хоть мало-мальски интересную предвыборную кампанию. Подтверждением тому - первый тур выборов. Дмитрий Медоев регулярно заявлял о нарушениях со стороны соперников во время предвыборной кампании. Складывалось такое впечатление, что он ни в коем случае не намерен мириться с поражением. Но, ко всеобщему удивлению, 26 марта, на второй день выборов, он выступил, признал результаты выборов и поздравил вышедших во второй тур кандидатов. И это еще притом, что отрыв от Давида Санакоева, который прошел во второй тур, не составлял даже 1%".