В ладу с собой

Токио просит денег, Тбилиси дарит любовь

Вскоре после начала разрушительного землетрясения в Японии грузинское правительство выразило свои соболезнования японскому народу и заявило о готовности оказать любую посильную помощь. При этом Нино Каландадзе подробно рассказывала, что группа из сорока грузинских спасателей буквально сидит на чемоданах и ждет сигнала, когда можно будет вылететь в эпицентр стихийного бедствия. Такое рвение продиктовано не только желанием осуществить экстремальный тур в зону радиационного поражения (как известно, подземные толчки послужили катализатором для взрыва реактора на атомной электростанции "Фукусима-1"). Но и крупными финансовыми вливаниями в грузинскую экономику, которая впала в серьезный кризис после августовского конфликта 2008 года.

"Этот народ понимает нас и поддерживает во всех вопросах. Поэтому теперь, когда на них обрушилась такая большая трагедия, мы не можем оставаться равнодушными, потому что это очень талантливый народ, вносящий большой вклад в мировую цивилизацию, и это большой друг Грузии, которому надо помочь, выразить солидарность и поддержать", - отметил грузинский лидер Михаил Саакашвили.

Международная консалтинговая компания AIR Worldwide уже подсчитала, что убытки Японии от землетрясения составляют как минимум тридцать пять миллиардов долларов. При таком колоссальном ущербе смотреть в зубы дареному коню, разумеется, нет времени и сил. На сегодняшний день в международном лагере спасателей близ города Сендай находятся представители спасательных служб США, Тайваня, Португалии, Хорватии, Габона и Руанды. Да что там, японские власти впервые за долгие годы, невзирая на территориальные прения по островам Курильской гряды, официально обратились к России с просьбой о помощи. На сегодняшний день в префектуре Фукусима работают около 80 сотрудников МЧС РФ.

Неудивительно, что Грузия пытается приобщиться к всеобщей борьбе за спасение японцев. Вот только на ее предложение помочь человеческими ресурсами Япония ответила вежливым отказом, мотивируя его тем, что размещать грузинских суперменов ей попросту негде. Зато она с удовольствием и огромной благодарностью примет в качестве помощи чистую питьевую воду и деньги, которые потратит на восстановление разрушенных городов. Южнокорейский филиал "Красного креста" уже передал Токио один миллион долларов и пообещал оказывать финансовую поддержку в дальнейшем. Собрали матпомощь для Японии также Вьетнам и США.

Только вот Грузия, которая так жаждет оказаться в стане помощников и уже пообещала к ним присоединиться, сама бедна как церковная летучая мышь. И ежегодно вытягивает миллионы у иностранных доноров, молниеносно пуская их на ветер, дующий в неизвестном направлении. Даже если она возьмет очередной кредит, чтобы хоть часть его отдать страдающей Японии, это все равно получится не та сумма, которую можно рассматривать в качестве финансовой помощи на уровне независимого демократического государства.

Но грузинских властителей такой ерундой не смутишь, у них уже иммунитет выработался. Зачем напрягаться и раскошеливаться, когда можно обойтись добрым словом. Оно ведь, как известно, и кошке приятно. "У нас, у грузин, есть возможность максимально, как можем, помочь людям, находящимся в стрессе, принять их, утешить, помочь физически, морально и духовно, поскольку во время такой катастрофы люди более всего нуждаются в любви и поддержке", - рассудила вице-спикер парламента Грузии Русудан Кервалишвили.

Впрочем, у Сакартвело появилась реальная возможность сблизиться с японским народом во всех смыслах. Борьба с Россией, обладающей огромными запасами энергоресурсов, навела Михаила Саакашвили на "светлую" мысль - построить у себя АЭС. В то время как многие страны Азии и Европы подумывают о том, чтобы начисто отказаться от выработки и использования мирного атома, останавливая энергоблоки и сворачивая соответствующие программы, грузинский лидер все рвется в "ядерный клуб".

Его предшественник Эдуард Шеварнадзе в свое время отказался возводить на территории маленькой кавказской республики атомную электростанцию, не желая рисковать. Однако Мишико, охваченному инновационными идеями, угрозы и риски просчитывать некогда. Конечно, возникшая после взрыва третьего энергоблока "Фукусимы-1" глобальная фобия со временем может поутихнуть и вовсе пройти. Но даже когда это произойдет, Саакашвили вынужден будет как-то решать вопросы совсем иного, практического свойства. Например, что делать с ядерными отходами, где их утилизировать, откуда взять специалистов соответствующего профиля и топливо для АЭС?

Вдобавок строительство такого объекта в сейсмически опасной зоне, каковой является Грузия, может вызвать неудовольствие соседей - России, Армении, Азербайджана и Турции. Президент последней, кстати, вообще наложил вето на принятый парламентом законопроект о строительстве и эксплуатации атомных электростанций. Возможно, его категоричность удержит Саакашвили от поспешных решений, принятых назло Москве. Все-таки портить взаимоотношения с главным торговым партнером Сакартвело сейчас совершенно не с руки. Да и хлопоты по обеспечению Японии питьевой водой и медикаментами, возможно, отвлекут Михаила Николозовича от намерения усадить свою страну прямиком на бомбу замедленного действия.