В ладу с собой

Мамрадзе: опасность присвоения властью бизнеса в Грузии вполне реальна

Входит ли в планы нового руководства Грузии присвоить частный сектор? По мнению экспертов, подобная опасность существует. В прессу то и дело попадает информация о тайных встречах государственных и частных деятелей. Сможет ли Иванишвили выполнить обещание об освобождении грузинского бизнеса от государственного контроля? Или же поддастся соблазну продолжить традицию прежних властей страны?

Бизнес в Грузии постепенно становится свободнее, но до полной свободы еще очень рано. Несмотря на то что премьер-министр Бидзина Иванишвили провозгласил одним из приоритетов новых властей освобождение бизнесменов от давления со стороны государства, в прессу постоянно просачивается информация о "неких контактах" бизнесменов и представителей правительства и парламента, а также лиц, приближенных к властным структурам. Цель этих контактов может быть только одна — новое перераспределение бизнеса в Грузии. Или попытка такого перераспределения.

Одним из первых поднял шум представитель парламентского меньшинства Зураб Джапаридзе. По его словам, экономист и приближенное к премьер-министру лицо Гия Хухашвили почему-то приглашает бизнесменов на встречи в здание, которое, кстати, раньше принадлежало бывшему министру обороны Давиду Кезерашвили. Детали встреч, естественно, неизвестны, однако у оппозиции сразу же появились подозрения, что власть собирается снова "заняться" бизнесменами, то есть перераспределить доли в том или ином бизнесе. "Может быть, кто-нибудь объяснит, с какой целью Хухашвили встречается с бизнесменами и какую функцию возложили на него новые власти Грузии?" — заявил Джапаридзе на пленарном заседании парламента.

Сам Хухашвили проведение такой встречи не отрицает. По его словам, он говорил с предпринимателями о свободе бизнеса и о том, что отныне грузинские бизнесмены могут вести свои дела без всякого вмешательства со стороны государства. Но ведь об этом говорит и сам премьер. Так зачем же еще дополнительное подтверждение?

После прихода к власти премьер-министр говорил, что не допустит никаких, даже "очень хороших" отношений между представителями бизнеса и правительства. "Если вы попытаетесь побрататься с бизнесменами, то я этого не допущу", — сказал тогда Иванишвили, обращаясь к членам своей коалиции.

В грузинские СМИ недавно просочилась информация, что несколько дней назад премьер-министр Иванишвили провел закрытую встречу с представителями парламентского меньшинства и большинства, на которой категорически потребовал от законодателей прекратить процесс перераспределение бизнеса, если таковой имеется. До премьера, якобы, доползли определенные слухи, что в этом процессе участвуют и депутаты парламента. Официальные структуры эту информацию, естественно, не подтвердили. А вот грузинские эксперты также располагают сведениями о подобной встрече.

— Да, я тоже слышал о такой встрече, — заявил эксперт по экономическим вопросам Александр Твалчрелидзе в интервью GeorgiaTimes.info. — Раз Иванишвили потребовал, значит, есть определенные проблемы. Ну что поделаешь, в мире много людей, которые любят деньги, в том числе и в Грузии. Свободный бизнес в Грузии только формируется, до конца он пока не свободен. Существуют определенные попытки некоторых лиц контролировать тот или иной бизнес. Впрочем, ситуация улучшается с каждым месяцем. Но для восстановления справедливости необходимо вернуть отнятый бизнес законным владельцам, а этот процесс идет очень медленно. В прокуратуре Грузии более 7 тысяч заявлений от бизнесменов, но пока принято всего лишь несколько конкретных решений. Реальный результат мы увидим осенью, тогда уже возможно появление в Грузии конкретных инвестиций.

— Скажите, а известно ли Вам о фактах давления на российский бизнес, представленный в Грузии? К примеру, Андрей Рапапорт недавно хотел продать свою долю в компании "Тбилводоканал".

— У Рапапорта не было хороших отношений с представителями прежних властей Грузии, так что без этого вести бизнес было очень сложно. Насколько мне известно, у него были большие проблемы в Грузии. Если не ошибаюсь, сейчас он передумал продавать компанию, во всяком случае пока, и наблюдает за тем, как будут развиваться события. Многие бизнесмены наблюдают за тем, как будут относится в Грузии к бизнесу, и потом уже примут конкретное решение. Это достаточно долгий процесс, — считает Твалчрелидзе.

О фактах давлении на российский бизнес говорит и эксперт по политическим вопросам Петре Мамрадзе. По его словам, примерно год назад губернатор одного из регионов Грузии Зураб Арсошвили был назначен руководителем энергораспределительной компании "Теласи", которая принадлежит российской компании РАО ЕЭС.

"Ну как еще оценивать этот факт, как не вмешательство государства в частный бизнес? — задается вопросом Мамрадзе в интервью GeorgiaTimes.info. — Один из "ударных" губернаторов Михаила Саакашвили назначается директором в частной компании. Вообще, при Саакашвили излишне было говорить о существовании в Грузии частного бизнеса. Все контролировали Михаил Саакашвили и еще несколько приближенных к президенту лиц. Я очень надеюсь, что эта тенденция не продолжится, поскольку есть информация, которая вызывает настороженность — а не собирается ли правительство вновь контролировать частный сектор? Есть много вопросов по поводу цен на горючее, которые не понижаются, во всяком случае настолько, насколько предполагалось. Значит, по-прежнему действуют старые монополии, или их заменили новые? К сожалению, в Грузии гражданское общество не развито так, чтобы уделять этим вопросам должное внимание, так что опасность присвоения властью бизнеса в Грузии пока вполне реальна", — заявил Мамрадзе.