Мужчина и женщина

Циничная арифметика финансирования смертей

Уж не завышает ли число жертв беспорядков новое киргизское правительство? Таким вопросом вдруг задались мои грузинские коллеги, услышав вчерашние заявления Розы Отунбаевой. Вот, мол, зарабатывает на мертвых душах, занялась кремлевской арифметикой, преумножив цифры погибших, как было в Цхинвале. Стоп, стоп, стоп? Может, лучше припомнить, кто заработал на южноосетинской войне и тем самым спас грузинскую экономику?

На юге Киргизии хоронят трупы и обмениваются узбекскими и киргизскими заложниками. Армия до сих пор не может навести порядок. Продолжается пальба снайперов и бесчинства боевиков. Как утверждает новое правительство, нападения вооруженных бандитских групп на узбекское население были спровоцированы сторонниками смещенного переворотом Курманбека Бакиева.

По сведениям Всемирной организации здравоохранения, примерно 300 тысяч человек за последние месяцы бежало из Киргизии в Узбекистан и еще 700 тысяч так или иначе пострадало от беспорядков. Эти цифры сегодня привел координатор департамента по оказанию срочной помощи ВОЗ Джузеппе Аннузиата.

Наблюдатели отмечают, что если оценка ВОЗ близка к истине, то события в Киргизии - самая крупная гуманитарная катастрофа в регионе с момента окончания гражданской войны в Таджикистане в середине девяностых.

Вчера Роза Отунбаева, глава временного правительства Киргизии, озвучила официальные данные по жертвам недельной анархии на юге страны: 191 погибший, более двух тысяч обратившихся за медицинской помощью, 957 госпитализированных.

Отунбаева подчеркнула, что эти цифры могут быть в десять раз выше. «В сельской местности очень много было смертей, и по нашему обычаю мы хороним сразу, до заката", - пояснила она газете "Коммерсант".

На это замечание грузинские пропагандисты съехидничали: Отунбаева сгущает краски трагедии, чтобы получить как можно больше помощи от международных организаций. Это, по мнению прозорливых тбилисских комментаторов, попахивает кремлевской арифметикой. Во время войны в Цхинвале южноосетинские власти из-за неразберихи с беженцами и пропавшими без вести также заявляли о полутора, а то и двух тысячах погибших.

И только через пару месяцев был опубликован список 365 человек с осетинской стороны, чьи жизни унесла военная авантюра Михаила Саакашвили. Документально Следственный комитет при прокуратуре России подтвердил гибель 160 мирных жителей Южной Осетии, 48 российских военнослужащих и 10 миротворцев. Да, это меньше первоначальных цифр, и слава Богу. Но до сих пор грузинские власти доказывают международному сообществу, что убийство полутора сотен осетин - это не геноцид. Не полторы же тысячи.

Но вернемся к Киргизии. До сих пор ни один западный или оппозиционный российский журналист не смог привести прямые доказательства предполагаемого вмешательства России в киргизские дела. А грузинские суперпрофессионалы нашли: прибавляет и умножает, оказывается, Роза Отунбаева по-кремлевски!

Между прочим, несколько дней назад вице-премьер Темур Якобашвили приводил противоположную версию российского вмешательства: российские спецслужбы, по его словам, организовали не переворот Отунбаевой, а межнациональное узбеко-киргизское противостояние в Оше. С тем, чтобы появился повод ввести войска и оккупировать часть обновленной Киргизии по южноосетинскому и абхазскому варианту.

Но версия Якобашвили распалась в пух и прах, когда Россия не откликнулась на просьбу Отунбаевой и не ввела войска. Вчера глава временного правительства аннулировала свою просьбу. Как отметил президент России Дмитрий Медведев, новые власти должны сами справиться с внутренним противостоянием.

Догадки анонимного грузинского журналиста о кремлевском почерке не стоят даже опровержений.

А что касается корыстных целей Отунбаевой, то о каких деньгах, заработанных на преувеличении потерь в Цхинвале, можно говорить?

Международные организации помогали разрушенной Южной Осетии минимально. Основные средства на восстановление направила Россия. Причем пошли они не только на ликвидацию последствий грузинской агрессии 2008 года, но и на восстановление многих других инфраструктурных, промышленных и социальных объектов, которые пострадали еще в 90-х годах и не интересовали грузинское руководство, пока оно окончательно не потеряло контроль над республикой.

Если кто и получил крупные дивиденды от информационной кампании во время войны 2008 года, так это была Грузия. Усилиями западных агентств она была представлена невинной жертвой российской агрессии. Осенью сразу несколько стран-доноров в Брюсселе договорились выделить Тбилиси в форме грантов и льготных кредитов четыре с половиной миллиарда долларов. Грузинские экономисты открыто признают, что эти деньги спасли родину от экономического краха.

Ведь проблемы в грузинской экономике начались задолго до войны. Доходы государства направлялись на укрепление вооруженных сил. Развивалась банковская система и импорт. А вот реальный сектор страдал от недостатка ликвидности и сжимался от наплыва иностранной продукции. Мировой кризис, к весне 2008 года дошедший до Грузии, еще более усугубил ситуацию.

Западные «гуманитарные» инвестиции не только покрыли нужды беженцев и затраты на восстановление разбомбленной инфраструктуры, но и позволили правительству Саакашвили строить супер-бассейны и стеклянные мосты итальянских архитекторов. Заработали несовместимые с рыночными реформами социальные программы по медицинскому страхованию и помощи сельхозпроизводителям. Власти тщательно создавали и создают на деньги, выклянченные у Европы и США, иллюзию благополучия, чтобы смягчить народное раздражение от действий авторитарного и неуравновешенного руководства.

Но самое тревожное даже не в том, что грузинская официальная пропаганда взялась за очернение нового правительства Киргизии, забыв о бревне в собственном глазу. Тревожен циничный математико-аналитический подход к киргизской трагедии со стороны представителей грузинского народа, пережившего несколько межнациональных столкновений с начала 90-х годов. Кому, как не грузинам, знать, как много горя и разрушений приносят гражданские войны, как тяжело семьям, потерявшим близких людей, как трудно остановить разгоревшийся огонь конфликта.

Фото МК