Мужчина и женщина

Чиновники в Тбилиси путают Геную с Марселем

ITF) и слыхом не слыхивал об этом случае. А французский инспектор сообщил GeorgiaTimes, что судно все еще в Марселе. Мы попытались разобраться, почему грузинские чиновники перепутали порты и страны, и что сулит плавание под грузинским флагом?

Марсель за долгую и бурную историю своего портового существования повидал на свете многое, но еще никогда его не называли Генуей. Сегодня - в первый раз. Во всех грузинских СМИ, а вслед за ними и в российских, сообщили, что судно «Жасмин» под грузинским флагом задержано в генуэзском порту за превышение тоннажа.

Как уточнял телеканал «Рустави 2», в Марселе, откуда прибыл корабль, на борт было загружено 2700 тонн зерна, что на 100 тонн больше допустимого количества. За это морская администрация Генуи якобы наложила штраф на владельца в размере 3600 евро. И в это же время команда судна потребовала выплатить ей зарплату за полгода, а это в общей сложности около 100 тысяч евро.

Телезрителей правительство просило не беспокоиться. Как заявил заместитель начальника Единой транспортной администрации Давид Барамидзе, грузинская сторона находится на связи с моряками. «Профсоюз моряков Италии помогает нам с целью оказания нашим морякам всей необходимой помощи», - дословно сказал г-н Барамидзе.

Смущало в этой истории только одно - еще вчера в СМИ речь шла о проблемах грузинских мореплавателей не в Генуе, а в Марселе. И агентство France Presse сообщало, судно было загружено еще 13 июля, но задержалось во французском порту из-за штрафа за перегрузку, а потом из-за забастовки моряков. Ими, как утверждали французские СМИ, занялась Международная организация по правам моряков - ITF.

Так где же попали в переделку грузинские граждане - в Генуе, как говорят грузинские чиновники, или все-таки в Марселе?

Как выяснила GeorgiaTimes, инспектор ITF в Генуе Франческо Ди Фиори (Francesco Di Fiore) ничего ни о судне «Жасмин», ни о грузинских моряках не знает. К нему никто не обращался. А вот его коллега Ив Рейно (Yves Reynaud) в Марселе подтвердил, что французское отделение федерации ведет переговоры с юристами владельца. Пока договоренность не достигнута, но дело идет к благополучному завершению.

На вопрос, не отплывал ли корабль «Жасмин» в Геную, Ив Рейно ответил, что судно держит курс на Грецию, на порт Коринф, и отправится туда, когда вопрос с зарплатой моряков будет улажен.

Грузинские власти не удосужились даже уточнить место пребывания моряков, не говоря уже о том, чтобы выступить в защиту их прав. Между тем, ITF вовсе не обязан был брать эту головную боль на себя. Ни сам корабль «Жасмин», ни члены его команды не заключали договора с этим морским профсоюзом, рассказал GeorgiaTimes представитель ITF в Грузии Мераб Чиджавадзе. На вопрос, как часто у грузинских моряков случаются проблемы с судовладельцами, он пошутил: «Так часто, как идут дожди».

- Я в Батуми и в Поти работаю. В основном, у меня проблемы с турецкими судовладельцами, потому что они берут наших ребят без контрактов, без страховки. Индивидуально ребята тоже приходят, регистрируются. Тут, в морских делах, все непросто. Чтобы попасть под нашу защиту, как правило, нужно заключить тройную сделку: договор подписывается с судовладельцем и круинговой компанией. Эта компания является официальным представителем судовладельца, они нанимают моряка, и автоматически моряк оказывается под действием коллективного договора и становится членом профсоюза, например ITF или МОТ - Международной организации труда. У членов нашего профсоюза ITF зарплаты выше. Сейчас, из-за этого кризиса, ребята сами вынуждены ехать в Турцию, через кого-то наниматься, без контрактов, без страховки. Я очень многих предупреждаю, и по телевидению выступаю, приглашаю: приходите к нам в профсоюз. Я могу посмотреть по своей системе, кто судовладелец, стоит ли туда идти. Мы, конечно, не можем трудоустроить, но предотвратить проблемы в будущем мы хотя бы можем. А дальше решать морякам - идти или не идти работать.

- По поводу этого судна «Жасмин» раньше не было нареканий? Ведь есть «черные списки» судов, на которые наниматься не советуют.

- «Жасмин» - я в первый раз слышу это название, хотя, может, оно когда-нибудь и заходило в Батуми или Поти.

- Почему владелец-итальянец предпочел зарегистрировать судно в Грузии? У вас это выгоднее?

- Это система «удобный флаг». Экипаж и владелец может не иметь отношения к месту регистрации, но меньше платить налогов в такой стране. К примеру, под британским флагом могут плавать как национальные суда, где по закону только граждане Англии могут работать, так и суда, так называемого, «второго регистра», под тем же флагом, но не обязательно граждане Великобритании. А вот, к примеру, российский флаг на море может быть только национальным. Под ним ребята могут работать, только если они граждане России. Итальянский тоже только национальный. То есть, регистрируясь под ним, судовладелец должен был бы заключать договор с итальянским профсоюзом моряков, налоги большие иметь. А вот грузинский флаг - «удобный», то есть под ним экипаж можно смешанный иметь, где и грузины, и русские, и азербайджанцы могут работать. При этом платить меньше налогов и не заключать договора с профсоюзом.

- А у Грузии национального морского флага нет?

- Это можно сделать, если судовладелец будет гражданином Грузии. Если он обеспечит зарплаты по ставке МОТ, то есть 975 лари. Это в пределах 500- 550 долларов. Но это нереально. Грузинское пароходство в конце 90-х обанкротилось. Судов нет, судовладельцев крупных нет. И экипажей полностью грузинских нет, хотя есть прекрасная академия, выпускающая специалистов, которые и в советские годы очень ценились. Но сейчас после ее окончания ребятам очень трудно устроиться. Они практику не могут пройти из-за того, что судов нет. А на иностранных судах часто нарываются на непорядочных судовладельцев.

- За задолженность по зарплате грузинские моряки имеют право подавать иск в Европе, если судно шло под грузинским флагом?

- Если европейские инспекторы ITF взялись за это дело, то профсоюзы доведут его до конца. Они обычно действуют через адвокатов, то есть не сам инспектор профсоюза общается с судовладельцем. Но моряк может через инспектора, например, с семьей связаться, решить проблему с выходом в город.

- У экипажа «Жасмин» главное требование, чтобы владелец выплатил зарплату.

- Я уверен, что у них дело благополучно закончится, В крайнем случае, судно выставят на аукцион, ребят репатриируют домой. Хотя продать судно в кризис сложно, и на это может уйти год-полтора. У меня тоже есть подобный случай: турецкий судовладелец подал в один апелляционный суд, в другой. Уже год длится это дело.

Наверно, если бы грузинское правительство повысило налоги для судовладельцев, меньше иностранцев позорили бы флаг страны. А если бы оно еще и больше заботилось о своих гражданах, то каждый моряк на грузинском судне был бы защищен профсоюзом. И уж точно бы знало, где бастуют мореходы, и не путало бы Геную с Марселем.