Мужчина и женщина

Южная Осетия ограничивается

Южная Осетия активно обустраивает свою государственную границу с Грузией. Происходит это посредством растягивания колючей проволоки. А в последнее время появились еще и таблички, указывающие на линии прохождения границы. Грузия в этом процессе, разумеется, не участвует. Но претензии у нее есть. Об этом стало известно во время последней четырехсторонней встречи в приграничном грузинском селе Двани.

Южная Осетия сейчас сконцентрирована на необычайно острой предвыборной кампании. Но это не мешает заниматься и другим, может, даже более важным государственным делом - обустройством границы с Грузией. В последние недели зеленые таблички на серых столбиках, указывающие, что именно тут пролегает грузино-осетинская граница, повсеместно возникли вдоль сельских проселков.

Это самые обычные указатели, рядом с ними - или где-то поблизости - нет ни постов , ни пограничного контроля. Нет тут и колючей проволоки. Эти указатели - своего рода информация к размышлению. Однако для местного населения, живущего по обе стороны границы, это чрезвычайно важная информация. Несмотря на усилия российских погранвойск, которые построили рядом с Грузией несколько военных баз, во многих местах граница - сплошная дырка. Жители и грузинских, и осетинских сел знают, что живут на границе, но вот где точно она проходит - не в курсе. И это создает им массу проблем. В Южной Осетии незаконный переход является преступлением - соответственно, жители Грузии, случайно очутившиеся на сопредельной территории, регулярно оказываются в цхинвальском СИЗО.

В Грузии осетин за такой же проступок наказывают по-своему. Поскольку грузины не признают эту границу, формально осетины могут ее свободно пересекать. Но на деле все обстоит иначе: в ближайшем грузинском селе находятся усиленные наряды полиции, которые отлавливают жителей ЮО и отвозят их в Гори. Даже если потом их и отпускают назад, то без имущества и автомобилей.

Если бы граница проходила по безлюдной пустыне, то этих проблем бы не существовало. Но дело в том, что местность вдоль нее густо населена. И с одной, и с другой стороны - масса сел. Сельские угодья расположены как раз вдоль пограничной линии. Поэтому конфликты местных жителей и российских пограничников происходят регулярно.

После войны 2008 года Южная Осетия официально закрыла границу с Грузией. Центральный КПП, расположенный по дороге из Цхинвала в Гори, не работает. Открыты два контрольно-пропускных пункта в Ленингорском районе республики, где живет много грузин. Но открыты они только для местного населения. Таким образом, официально жители всех районов ЮО, кроме Ленингорского, не могут попасть в Грузию. Но на деле граница вдоль сельских поселков абсолютно открыта, а пограничники появляются здесь лишь в крайне исключительных случаях.

Процесс делимитации границы не проходит безболезненно. Российские пограничники и КГБ Южной Осетии, которые совместно занимаются этой работой, чертят линию строго вдоль границы Юго-Осетинской автономной области, которая существовала в советский период. Ясное дело, что эта линия для населения была очень условна. А поэтому сельхозугодья жителей осетинских и грузинских сел тут и там пересекают границу - теперь уже государственную. Поэтому жители грузинских деревень взбунтовались, когда пограничники начали строить инфраструктуру прямо по этим полям. Ведь в результате они теряли драгоценные сотки, а иногда и гектары земли.

Во всей этой ситуации официальный Тбилиси оказался в сложном положении. Грузия не признает независимость Южной Осетии и считает всю ее территорию своей. В этой ситуации представители грузинских властей не могли опуститься до того, чтобы оспаривать огороды. Поэтому жители грузинских приграничных сел теперь жалуются на то, что осетины, воспользовавшись свободой выбора земли, отхватили куски, которые им никогда не принадлежали.

Справедливости ради надо отметить, что и жители осетинских сел имеют все больше территориальных претензий, считая, что после определения линии границы десятки квадратных километров их территорий отойдут к Грузии. В Знаурском и Цхинвальском районах есть села, жители которых жалуются на то, что после делимитации границы часть их земель уйдет к Грузии.

Впервые официальный Тбилиси выразил претензии к осетинской стороне по земельному вопросу во время последней четырехсторонней встречи в селе Двани, которая состоялась на днях. Грузины не выдержали, увидев таблички с надписью "Республика Южная Осетия".Представители Грузии на этой встрече заявили, что в результате односторонней делимитации границы за пределами Грузии оказались участки земли. Но у осетин есть на эти претензии прекрасный ответ, который ставит грузин в тупик. "Линию границы мы определяем по картам и с помощью навигационной аппаратуры. Точно такие же навигационные приборы имеются у грузинской стороны и представителей Евросоюза. Если у них есть какие-либо подозрения, то пускай выходят с нами на контакт, и мы готовы проверить вместе с ними правильность установки этих знаков", - заявил Роберт Газзаев, представитель пограничной службы КГБ Южной Осетии и член комиссии Южной Осетии по делимитации и демаркации госграницы. То есть официальный Цхинвал предлагает простой выход: вместе проводить работу по определению линии прохождения границы. Грузия не может принять это предложение, потому что таким образом она признает ее наличие. Поэтому ЮО в данном случае находится в выигрышной ситуации.