Мужчина и женщина

Каладзе бьет по воротам Саакашвили

Каха Каладзе, накануне покинувший пост капитана сборной Грузии в знак протеста против режима Михаила Саакашвили, ответил на обвинения Федерации футбола. Его упрекнули в политизации спорта и отсутствие чувства долга. Однако он не мог поступить иначе в условиях, когда его друг и коллега Георгий Деметрадзе сидит в тюрьме по абсурдным обвинениям, когда бизнес самого Каладзе преследуется властями за дружбу с Бидзиной Иванишвили, полиция держит в страхе весь народ, который прозябает за нарядным фасадом, выстроенным на иностранные займы.

Каха Каладзе дал достойный отпор обвинениям в безответственности, которые ему вчера предъявила федерации футбола Грузии (ФФГ). Чинушам не понравилось, что о желании уйти из сборной Грузии, в которой он играл 15 лет и был капитаном, защитник объявил не тренеру, а собранию общественности на презентации нового движения "Грузинская мечта", созданного олигархом Бидзиной Иванишвили. "Член Национальной сборной, тем более капитан должен хорошо понимать свой долг и ответственность, тем более, когда он делает публичное заявление об уходе из команды", - говорится в заявлении ФФГ.

Министр спорта Грузии Ладо Вардзелашвили тоже счел нужным бросить камень в огород Каладзе. По его словам, национальная сборная Грузии - это не партия, чтобы просто так взять, и уйти из нее. "Игра в национальной сборной престижна для любого футболиста, и футболист должен заслужить, чтобы играть в этой сборной", - зачем-то добавил он, будто Кахабер этой чести не заслужил.

Много ли мы знаем грузинских футболистов с мировым именем? Кто еще, кроме Каладзе, может похвастаться тем, что держал в руках кубок УЕФА, причем дважды? После второй победы в Грузии даже была выпущена почтовая марка с портретом футболиста. Пять раз его признавали лучшим грузинским игроком. Он - чемпион Италии, обладатель суперкубка Европы и чемпион мира среди клубных команд. Правда и то, что лишь он умудрился дважды в одном матче забить гол в собственные ворота. Но за это защитник уже в который раз извинился перед своими болельщиками, отметив: "Пусть извинятся и те (политики), которые всю жизнь забивают автоголы своей стране".

Каладзе - один из последних учеников киевского тренера Валерия Лобановского. Даже играя за итальянские команды - сначала "Милан", теперь "Дженоа", он прославляет свою родину.

Что же сделала родина для Каладзе? Сначала, еще во времена Шеварднадзе, правоохранительные органы не уберегли брата футболиста. Его похитили с целью выкупа, но вскоре убили. Полиция узнала об этом только три года спустя.

Год назад грузинские власти арестовали нападающего сборной Грузии Георгия Деметрадзе по обвинению в контактах с преступным миром. Каха Каладзе попытался вытащить друга из тюрьмы, но уяснил одно - если полицейская машина кого-то взяла в оборот, это необратимо. Поскольку Каладзе оказался в стане критиков режима, на него тут же посыпались неприятности. У него отобрали кампанию "Арсенал-Сити", не выполнившую из-за кризиса обязательства по строительству. Против него самого было заведено уголовное дело. А когда принадлежащий ему "Прогресс банк" поддержал Бидзину Иванишвили, то в финансовой организации начались проверки.

И даже теперь, когда Каладзе объявил о завершении карьеры в сборной Грузии по футболу, он услышал в свой адрес от Федерации футбола только упреки. Естественно, такое отношение к себе он назвал "позорным". "Они могли бы сказать спасибо, ведь невозможно поверить, что за 15 лет, пока я играл в сборной, я не принес им и 15-ти минут счастья и удовольствия", - написал Каха на своей страничке в Facebook.

Он объяснил, что заставило его покинуть сборную: "Я не имею морального права играть в команде, в то время как член сборной Георгий Деметрадзе находится в тюрьме по абсурдным обвинениям, а я, будучи его другом, не могу добиться справедливости для него".

Кроме того, по словам Каладзе, "карманные журналисты" правительства в последнее время опубликовали против него целую серию заказных материалов. Они внушали мысль, что именитый футболист состарился и мешает молодым игрокам проявить себя в сборной.

Есть и другие причины, которые не позволяют Каладзе и далее служить режиму Саакашвили. К нему у футболиста много вопросов, начиная от наказания полицейских, убивших Сандро Гиргвлиани, до лишения гражданства бизнесмена Бидзины Иванишвили.

Что касается упреков в политизации спорта, то Каладзе объявил о своем уходе обществу, то есть своим болельщикам, ради которых, собственно говоря, и выкладывался на футбольных полях 15 лет пребывания в грузинской сборной.

"Это было очень трудное решение", - признался он на презентации "Грузинской мечты" - движения Иванишвили. Большой концертный зал Филармонии был полон народа. Те, кто не поместился, смотрели выступления сторонников Иванишвили на большом экране на улице. Миллиардер озвучил свою программу мирной смены режима. Каладзе ее поддержал.

"В стране сложился тяжелый социальный фон, потеряны территории, миллионы сограждан уехали в чужие страны в поисках работы, а остальным грозит безработица. В стране сформировалась каста, которая под прикрытием синдрома безнаказанности и неприкосновенности произвела узурпацию закона, а конституцию перекраивает по собственному усмотрению. Избиения, шантаж, запугивания стали обычным явлением, население живет на фоне постоянного напряжения и стресса", - вот так футболист описал современную грузинскую реальность. "Сегодня время всеобщего пробуждения и в Грузии начинается новая эра", - добавил он. Его друг, киевский футболист Андрей Шевченко, "за компанию" прибывший на собрание, ничего из речи на грузинском языке не понял, но по воодушевлению зала догадался, что оратор попал в цель.

Уход Каладзе из сборной Грузии итальянская газета Corriere della Sera назвала первым шагом к политической карьере. До 2013 года он еще будет играть в "Дженоа", а там и выборы президента Грузии, на которых у Бидзины Иванишвили хорошие шансы. Карьера футболиста уже на закате (возраст берет свое), так что министерское кресло через пару лет Кахе бы не помешало. С другой стороны, он достаточно богат, чтобы после ухода Саакашвили отстраниться от политики. И совсем недавно Каладзе заявлял: "Я профессиональный футболист, завершать карьеру и идти в политику не намерен". А доверять Corriere della Sera, которая обозвала Иванишвили "другом" российского премьера Владимира Путина, явно не стоит. Ведь эта же газета, словно в насмешку, утверждает, что именно Каладзе остановил войну в августе 2008 года, лично позвонив премьер-министру Италии Сильвио Берлускони, чтобы тот унял Владимира Путина.