Мужчина и женщина

Изъятие домов под олимпийскую дудку

Сочинские судебные приставы выселяют из капитального дома постройки 90-х годов семью Мзоковых из 12 человек, в том числе детей, без адекватной денежной компенсации или выдачи аналогичного жилья. Власти через суд объявили здание "самостроем", несмотря на наличие свидетельства о праве собственности. Участок под домом понадобился для расширения автодороги к Олимпиаде-2014. Таких "мешающих" олимпийским стройкам объектов в Сочи порядка 800. И, судя по истории Мзоковых, экспроприируют их далеко не всегда законно.

Жители сочинской улицы Фабрициуса Мзоковы пакуют чемоданы. Их жилье изъял по решению Краснодарского апелляционного суда Департамент по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года. Судебные приставы уже через день после суда попытались выгнать Мзоковых, в том числе четырех малолетних детей, из дому. Это было в августе. С тех пор они навещали семью чуть ли не ежедневно, а два дня назад провели силовую операцию. Вооруженный отряд окружил дом, начал вскрывать дверь "болгаркой", а потом схватил мужчин - мужа и сына хозяйки дома Натальи Мзоковой.

Сама Наталья Сергеевна была в тот момент в больнице. Ее госпитализировали в психоневрологический диспансер после очередного визита судебных приставов 13 сентября. Только вчера, как рассказала корреспонденту GTimes ее невестка и тезка Наталья, сыновья забрали мать домой под свою ответственность. "Надо же собрать все ее вещи, - поясняет невестка, - Она, конечно, все делает, но очень сильно переживает. Этот дом - ее детище. Чтобы его построить, она ограничивала и себя, и своих детей".

Мзоковы в 1991 году бежали из Таджикистана, когда там начались гонения на русскоязычных, но беженцами их не признали. В Сочи они приютились в ветхой постройке по улице Фабрициуса, а потом получили часть этого дома в дар от хозяина. Их долю зарегистрировало БТИ. В конце 90-х годов семья с тремя детьми решила провести реконструкцию своей части, обратилась в администрацию города, но ответа не дождалась. Поэтому начала строить без разрешения.

"Они сами все копали, заливали фундамент, выкладывали кирпич. Все своими руками строили, отмечает Наталья Мзокова.- А в 1999 году администрация города подала на них суд с требованием снести этот дом, построенный без разрешения. Была проведена судебная строительная экспертиза, по которой дом был признан соответствующим всем нормам и стандартам. Суд признал дом законным и закрепил право собственности на этот дом за моей свекровью Мзоковой Натальей Сергеевной. Был оформлен техпаспорт в БТИ. Но долгое время руки не доходили оформить документы до конца. Свидетельство на дом и на землю нового образца мы получили только в апреле, хотя, как юрист нам сказал, можно было его и не получать, потому что все имущество было зарегистрировано в установленном порядке".

Когда документы в регистрационную палату уже были сданы, Мзоковы узнали, что их домовладение попало в зону строительства автодороги олимпийского значения. Вот тут-то и начались их тревоги. Люди, жившие по соседству, быстро согласились на переезд в предоставленные им коттеджи. У них были старенькие халупы, и новому жилью они были рады-радешеньки. А у Мзоковых дом добротный, кирпичный, 300 квадратных метров жилой площади и четыре сотки земли вокруг. К тому же в нем живут не только прописанные супруги Мзоковы со взрослыми сыновьями и дочерью, но и невестки, зять и четверо внуков. Получить от администрации равноценное жилье для трех семей они и не надеялись. Рассчитывали на компенсацию от департамента по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, который приступил к оценке их имущества. Устно от соседей они узнали, что им собираются предложить 9 миллионов рублей, что раза в три как минимум меньше реальной стоимости их дома с землей в современном Сочи.

Но они не получили и этих 9 миллионов. Проект соглашения об этой сумме Мзоковы нашли в почтовом ящике во вскрытом конверте уже после того, как вообще лишились дома. Дело в том, что администрация Хостинского района города обратилась в суд с иском признать владение Мзоковых самостроем. 13 лет назад тот же суд уже вынес свое решение по такому же иску, и тогда оно не было обжаловано. Поэтому судья отказался удовлетворить требования истцов. Но в апелляционной инстанции в Краснодаре административный ресурс оказался сильнее закона, и здание по улице Фабрициуса, 17, признали-таки самовольным строением. Свидетельство о праве собственности 2012 года и решение суда 1999 года не умерили желания власть предержащих сэкономить на компенсации переселенцам.

"Параллельно "олимпийский" департамент подает на нас в суд, чтобы принудить нас взять компенсацию и забрать дом и землю. Но, дождавшись решения суда о признании дома самостроем, они отменяют требования о компенсации за дом. Остается только компенсация за землю и долю в старом доме. Суд по земле и старому фонду проходит 21 августа, а 22 августа к нам уже приезжает судебный пристав с требованием освободить территорию. Мы обратились в прокуратуру: как это так, за сутки требуют освободить территорию, - с возмущением пересказывает свою историю Наталья Мзокова. - Дайте нам время хоть обжаловать, мы же не согласны с этим решением! Мы подали апелляционную жалобу и по поводу признания самостроем, и по поводу компенсации за землю и старый фонд, так там каким-то образом была уменьшена наша доля. Всего нам предлагают сейчас два с половиной миллиона рублей".

Жители дома уже и не надеются отстоять свои "пенаты", хотя считают, что для расширения автодороги не обязательно сносить жилые дома - запас свободной земли есть с другой стороны улицы. Но если уж ради олимпийской стройки их выселяют, то делали бы все хотя бы по-человечески: дали бы время на сбор вещей, на обжалования, на переговоры о компенсации, а не натравливали на дом с детишками вооруженных приставов. Мало того, что приставы пугают малышей и заставляют нервничать пожилую женщину, они еще и заявляются с документом о требовании снести дом по другому кадастровому номеру. А на замечание хозяев, что с этой бумагой они не имеют права ничего требовать от Мзоковых, исполнители по-хамски отвечают, что "знают, какой дом сносить, по фотографии" и предлагают обжаловать их действия в суде.

Теперь вся семья занята тем, что пакует и потихоньку свозит на склад временного хранения свои вещи. Поскольку в семье есть маленькие дети, администрация города предложила Мзоковым разместиться в пяти комнатах муниципального фонда в пансионате "Нептун" в Адлере. Они отказались. "Комнаты в ужасном состоянии, - поясняет Наталья Мзокова. - Это не те номера, в которых отдыхают туристы. Это маневренный фонд, который принадлежит администраци". Пока что переселенцы собираются жить у родственников, в этом же районе Сочи, чтобы старшие дети не меняли школу и садик. Мзоковы будут продолжать отстаивать свои права в более высоких инстанциях, надеясь, что за пределами Краснодарского края суды будут более объективны.

Построек, подобно дому Мзоковых, мешающих олимпийскому строительству и поэтому признанных самостроями, мэр Анатолий Пахомов в Сочи насчитал более 800. "Все материалы находятся в судах. Более чем по двумстам из них принято судебное решение о сносе", - заявил он весной. Есть в этом списке, конечно, и новые объекты, которые коммерсанты специально строили с расчетом на регистрацию "по факту". Но есть и случайные жертвы кубанской кампании по зачистке земли под Олимпиаду.